Позади – первая блокадная зима, пережитая, увы не всеми, с бомбежками, артобстрелами, голодом и изнурительной работой на оборонительных сооружениях, в госпитале, на военном аэродроме и, редкое счастье, по художественной части. Весной блокадного 1942 года, вспоминает Кондратьев в интервью Нине Суетиной, Н.Суетин «предложил оформить книжную выставку в помещении Радиоцентра (это бывшее кино на углу Караванной и Малой Садовой). И мы там две недели работали. Причем, мы вместо гонорара попросили что-нибудь с продуктами, и нам дали пропуск в столовую, где был завтрак и обед, довольно приличные, без вырезки талонов» (1).
Впереди у Кондратьева – вся война: на Алтае он задержится чуть более двух месяцев и в сентябре 1942 г. снова вернется на Ленинградский фронт начальником маскировочной службы 8-й авиачасти ВВС-КБФ (спасибо Э.М.Криммеру, который организовал его вызов). С этой авиачастью Кондратьев победоносно пройдет всю Прибалтику, Пруссию, Германию, заслужит орден Красного знамени, медали «За боевые заслуги», «За оборону Ленинграда» и другие.
Корреспондент Кондратьева – художник Вера Федоровна Матюх. С ней Кондратьев познакомился в 1931 г., когда Матюх приехала в Ленинград из Харькова. Там она закончила Харьковский художественный институт по мастерской Василия Ермилова. Они встретились на теннисном корте «Печатников» и эта встреча оказалась длиной более чем в полвека (до смерти Кондратьева в 1985 г.). «Случайная встреча на теннисном корте, - вспоминает Вера Матюх, - превратилась в дружбу на всю жизнь…, стала фактически моей школой. Его указания, критика, близость, присутствие помогали мне во всем всю жизнь» (2).
«Он был намного старше меня, - продолжает Вера Матюх в интервью 1999 года, - потому что 10 лет тогда была большая разница. Он сразу начал меня учить, показывать свои работы и знакомить со своими друзьями. Это были очень хорошие художники: Л.Юдин, Э.Криммер, Т.Певзнер, К.Рождественский, и все они потом стали и моими друзьями благодаря Кондратьеву. Мы очень подошли друг другу во всем, и так было до самого конца» (3).
Войну Вера Матюх встретила в Ленинграде, чудом уцелела в страшную зиму 1941-1942 гг. с новорожденным ребенком на руках. «Съели 8 кошек, - вспоминает Матюх и добавляет с сожалением, - при моей любви к животным» (2). Весной 1942 г. ей с семьей удается эвакуироваться в Казань, где тогда находились родители мужа. В 1943 г. Матюх переезжает в Москву, где работает в московских издательствах вплоть до возвращения в Ленинград в 1948 году.
«Война, Блокада! - вспоминает Вера Матюх, - Веселье кончилось, но дружба, искусство осталось… Кондратьев ушел на фронт. Мы потеряли друг друга но ненадолго. Он стал мне писать письма с фронта, сперва не зная «куда». Но, удивительно, все его письма меня нашли также как и мои ему письма, просто «на фронт». Его фронтовые письма у меня сохранились. В них, кроме Войны и его жизни на фронте, очень многое было посвящено искусству. И там он видел, думал, мне передавал свои впечатления, открытия, не забывал искусство. Мои письма, которые он тоже хотел сохранить, попали вместе со всеми его вещами под бомбу и уничтожены» (2).
КУБИЗМ
Кондратьев большое значение придавал теории искусства («мозговик» - прозвали его друзья-художники), правильной методологии работы художника. «Я совершенно убежден, что без правильного, точного метода работы невозможно будет сделать хотя бы что-нибудь удовлетворительное» (01.03.1943) (4). Едва вырвавшись из осажденного Ленинграда в короткую передышку на Алтай, не успев, как следует, отоспаться и отъесться, Кондратьев систематизирует свои записи - высказывания учеников Малевича: Рождественского, Юдина (погиб 10.11.1941), Суетина. Снова копирует Сезанна и Пикассо.
«Вам сейчас очень нужно серьезно рисовать, - советует он Матюх. - Подолгу, на одном и том же рисунке, до дыр. Попробуйте копировать Матисса, Пикассо и Сезанна, только карандашом и только линейно. Постарайтесь, чтобы только через линию передать форму. Не смущайтесь, если для этого Вам придется отклоняться от оригинала – это неизбежно – у Вас рисунок, а не живопись. Постарайтесь почувствовать (это легче при копировании), как одна линия связана с другой, почувствуйте это родство линий – это первая ступень на долгой дороге рисунка. Почувствуйте, что линии не могут и не обязаны дотошно обрисовывать предмет, что форма требует угасания подчас линии, подчас уничтожения ее, а подчас колоссального усиления ее… Потом рисуйте промежутки между предметами и телами, также как форму, как и самый предмет, это то, что ни один натуралист не понимает и не сумеет понять» (06.10.42).
В военной переписке Кондратьева с Матюх проявилась сущность Кондратьева-наставника. Эти качества спустя два десятилетия станут основой «круга Кондратьева». «Он был по натуре «наставником»», - пишет в своих воспоминаниях Вера Матюх (2). В этот Круг Кондратьева помимо Матюх войдут в 1960-е годы Владимир Волков, Владимир Жуков, Галина Молчанова, Валентина Поварова, Леонид Ткаченко, Борис Калаушин и другие ленинградские художники.
В письме от 23.06.43 Кондратьев предостерегает Матюх от бездумного копирования природы, формулируя одно из главных положений будущего Круга: «Ведь натура сама по себе … не дает ни готовой гаммы, ни … построенного рисунка. Помните, и Сезанн, и другие мастера постоянно говорят, что художник все несет в себе, а все дело только в том, что эти пластические элементы, присущие именно Вам, найти в природе, в мотиве и через них выразить и природу и себя. Поэтому я Вам советую очень серьезно (постоянно!) копировать карандашом и Сезанна, и Матисса (что есть под рукой). И одновременно делать быстрые, чисто эмоциональные рисунки на живой природе... И старайтесь в этих быстрых рисунках все время смотреть очень широко, видеть основные направления, пропорции (пропорции в смысле ритма, а не количественной соразмерности). И рисовать все это, не заботясь о нарядности и парадности рисунка, как бы дика, запутанна и невероятна казалась форма, в которые выльются Ваши быстрые ощущения. И Вы убедитесь, что очень скоро у Вас пойдет рисование совсем не предметного характера, хоть это и будут, может быть, внешне и каракули. И Вы убедитесь, что иные ощущения и не выразить без какой-то деформации тех или иных элементов природы, - она у Вас возникнет сама собой» (23.06.43).
В мае 1944 г. Кондратьев формулирует Матюх методологию, которую сам применит в полной мере только в 1970-1980-е годы в циклах «Катастрофы» и «Сестры милосердия»:
«… попробуйте, рисуя с натуры, подойти от ритма и сначала только ритмики линий, стараясь их увидеть как бы единым потоком, устремленным в рисунке в ту или иную сторону, скорее, это будет ниспадающий поток, по диагонали, или приближаясь к вертикалям... В натуре берите только те линии, что Вам помогают, жертвуя и опуская другие (хотя бы на первое время). Все это очень важно для того, чтобы получить клетчатку самого рисунка, его пластическую структуру, его мясо. У Вас при таком подходе рисунок (вся его совокупность линий) получится как бы устремленным в ту или иную сторону. И при этом рисунок будет нарисован только одним ощущением, чего добиться иначе очень трудно… Где появится ритм, появятся и пропорции, а где пропорции, там и форма… (10.05.44). К слову сказать, этот ниспадающий поток струящихся диагональных линий и у Матюх проявится в акварелях и литографиях только с 1980-х годов. (см., например, «Лужи», 1981, «За грибами», 1984, «Портрет В.Волкова», 1989 и др.).
ВОЙНА
Война, смерть проходят через все письма Кондратьева. Но остроту ужасов и страданий стерла первая блокадная зима 1941 года. Как-то спокойно, по-будничному обстоятельно и размеренно рассказывает Кондратьев в первом письме обстановку в Ленинграде летом 1942 года:
«… В Ленинграде все идет по-старому, только стало теплее, и от этого легче, конечно. Живут только на паек, который, правда, теперь выдается полностью и без очередей. Ну, а достать что-либо совершенно невозможно – покупать и менять запрещено. В ЛОСХе – народ сволочь по-прежнему. Много умерло уже на «большой» земле. Жалко Юдина – Суетин мне сказал, что в ЛОСХе получено официальное сообщение об этом.
Бомбежек много не было, но зато массированные... Артобстрелы ежедневны. Город чист так (вычистили в апреле), как никогда не был. Ходят 4 трамвая (маршруты). Вода есть почти в каждом доме, но не в квартире. Ну, а в общем, людей постигает та же участь, что и зимой, с той только разницей, что все это можно видеть только до 8 утра. Не жалейте, Вера, ни о чем. Правильно сделали, что уехали, только работайте» (25.06.42).
Кондратьев вспоминает в письмах погибших друзей-художников (Л.Юдина, Т.Певзнера, И.Еца) и что пришлось пережить в начале войны: «И очень вдруг остро встала в памяти осень 1941 года, все то, что пришлось пережить тогда в тех местах – и штурмовики, и бомбежка, и работа, и бесконечный поток людей на дорогах с лопатами и мешками, и пожары ночью, и как раненые стонут по обочинам дороги, и ослепительные вспышки выстрелов, и свист снарядов, и та тревога, с какой мы возвращались в город, и вой сирены первой воздушной тревоги, когда мы вошли в него рано утром. Чувство такое, как будто вдруг всего этого очень реально коснулся. И вот теперь едешь мимо этого на машине, и все это незримо, но очень, очень реально стоит по сторонам. Все это живет и присутствует в обгорелых домах, разбитых деревьях (вернее остатках деревьев), занесенных снегом, остовах трамваев, колючей проволоке, надолбах, дотах, дзотах, разбитых танках и пушках» (06.03.44).
Не просто и не быстро проходит адаптация Кондратьева-художника к тяготам воинской жизни и обязанностям военного офицера. «Художник торчит из всех рукавов», - жалуется он в письме от 01.03.43. Особенно тяжело эти тяготы воспринимаются «при моей прежней созерцательной жизни», признается Кондратьев в письме от 14.12.42:
«… О себе я мало что могу сказать. Звание у меня интендант 3 ранга – попросту одна шпала, а работаю начальником маскировочной службы одного из подразделений. Работа для меня, в смысле понимания того, что нужно и как нужно, - не трудна (как и для всякого художника было бы на этом месте). Но чисто административные функции, всякие хозяйственные заботы, непосредственное руководство работами при ограниченности средств и времени – вот что совершенно лишает сна и отдыха. В этом отношении – совершенно сумасшедшая работа. Прямо голова идет кругом. Нет ни времени ни почитать, ни подумать, и о живописи даже и помечтать не приходится…
… У меня куча неприятностей из-за всяких учетных и административных моментов. В общем, взыскания приходят быстро, а всякие другие вещи чрезвычайно медленно. Вся эта хлопотливая хозяйственная деятельность портит мне все настроение и попросту угнетает…
… Я до сих пор никак еще не привык к военной жизни… Работать трудно – все преодолевать приходится крайним напряжением воли. Мне все это, при моей прежней созерцательной жизни, можете представить сами, довольно трудно…» (14.12.42).
Летнее наступление 1943 года всё приводит в движение и еще более накаляет атмосферу аэродромной службы:
«… У нас такая обстановка – не видишь ни дня, ни ночи; вернее, все это видишь, только вот спать мало приходится, больше 3-4 часов не удается. На днях в парикмахерской заснул, пока брили, и проснулся, когда пришпарили компрессом. Опять после весеннего затишья у нас началась война…» (18.06.43). Но и здесь всё происходящее Кондратьев воспринимает сквозь призму искусства. В этом же письме он замечает: «Столько видишь интересного – очень острого по ритмам, по пропорциям, и все это в совершенно безмятежной природе. Я Вам писал, что мной все время владеет это ощущение острой ритмики военной техники, одушевленности ее и мирной, полной лирики природы. Чувство совсем сюрреалистическое. Думаю, что сейчас написать бы не сумел – нет этих средств сюрреализма... Главное, сейчас вижу ритмику, это раньше для меня был камень преткновения» (18.06.43).
В конце 1943 или в самом начале 1944 года у Кондратьева случается неожиданная и счастливая оказия в Москву, где происходит короткая и единственная за всю войну его встреча с Верой Матюх. «Для меня Центральная гостиница, - пишет он в письме от 07.02.44, - сейчас связана с Вами, и все время я о Вас думаю».
Не успев вернуться из Москвы, Кондратьев вливается в мощное передвижение войск и аэродромных служб:
«Я не мог все это время Вам написать, потому что у нас не была налажена связь с внешним миром. Нам пришлось …. в течение нескольких часов собраться и ехать. И вот уже порядочно дней, как я живу жизнью в совершенно бешенном темпе… Место, где я теперь нахожусь, очень красиво, очень интересно в изобразительном отношении, но все, буквально все разрушено, взорвано и сожжено. Мы приехали на другой день после ухода немцев, когда кругом все еще дымилось, горело, взрывалось. Очень много фрицевских минированных сюрпризов ...
… Что Вам еще написать? Фронтовые дороги – это едешь, едешь только по колее, по краям вешки с натянутой проволокой, за ними мины, мины без конца. Под городом ничего не узнать – ни Петергофа, ни Стрельны, ни Красного села – везде обвалившиеся стены, груды кирпича, остатки деревьев, все изрыто, торчат руки, ноги из снега, куча разбитой техники – танков, самоходных орудий, чего хотите. И очень пусто кругом, только снег метет. А было … сначала днем грохот и гром боя, ночью сияние ракет над фронтом, целые люстры осветительных бомб, струи зенитных автоматов, десятки прожекторов, вспышки взрывов и выстрелов и над головой сплошной конвейер наших самолетов. Это было посильнее прорыва блокады…» (07.02.44).
Последовавшее затем наступление осени 1944 года кардинально меняет оседлую жизнь Кондратьева – вчерашний художник, начальник маскировочной службы становится боевым офицером. Хорошие знания географии превращают Кондратьева в штурмана боевой колонны: «Я исколесил за эти два месяца всю Прибалтику вдоль и поперек, сделав, вероятно, более 4 тыс. км в кабинке автомашины. Два раза я водил колонны от Ленинграда до Пруссии» (30.11.44). Это было очень интересное, но и очень опасное время. В головной машине, передвигаться приходилось крайне осторожно, особенно ночью, всегда с автоматом на коленях, всегда четко в колее, чтобы не выскочить за вешки минных заграждений. Однажды, проскочив передовую, чуть не попали в лапы немцам, в другой раз провалились с мостом в реку, потом выскочили на минное поле (пришлось вызывать саперов). Он видел, как работают «катюши», как падают убитые люди и лошади. «Их очень много, один боец сказал - они же не могут спрятаться в щель» (30.11.44). Но и тут Кондратьев не был бы художником, если бы в этом же письме не заметил: «Разрушения придают пейзажу остроту и трагизм (вот непочатый угол для работы художникам). Я не помню в живописи ничего, что имело бы в себе эти ощущения убитых и погибших городов. И при этом совершенного для меня ясно, что передать и выразить эти ощущения можно средствами только новой живописи. Оставшиеся трубы стоят как архитектоны… И я полон сожаления, что нет владения этими средствами новой живописи» (30.11.44).
ЛЮБОВЬ
Отношения Павла Кондратьева и Веры Матюх – это высокая поэзия – чувства и отношения высокого порядка, не поддающиеся пониманию с позиций обычных отношений мужчины и женщины. В них есть все: любовь, дружба, товарищество, наставничество и многое другое. Чего больше – судить читателю.
Точно подмеченная Львом Мочаловым «идеальная любовь» к Прекрасной даме, как и весьма ироничное его замечание о любви «через улицу» (5) – это лишь одна сторона отношений. Военная лирика «мужчины на войне», действительно, проходит через все письма Кондратьева:
«Вера, моя милая, родная, дорогая!
Сейчас глубокая ночь. За окном буря, свистит ветер, дождь, снег. Я сижу на своем дежурстве. Тихонько покуриваю и с глубокой, глубочайшей нежностью думаю о Вас. О том, как мы с Вами дружили, как Вы у меня бывали, что было и что не случилось. Мне хочется Вам передать, как сильно мне хочется быть с Вами, как хорошо мне стало, когда я вчера получил от Вас письмо, как сильно оно меня взволновало …» (01.03.43).
Однако в обращении к Прекрасной даме часто появляется «мой друг любимый» (05.09.43), «мой нежный друг» (14.06.45). А признания: «Когда думаю о Вас, думаю и о живописи…» (14.07.43), «Думаю очень много о живописи, о Вас» (07.06.44) заставляют задуматься о том, что Прекрасная дама (как объект любви и обожания) далеко ни единственный властитель дум художника. Или образ Прекрасной дамы – это соединение «любимого друга» и Искусства. Так в последнем письме от 22.04.46 Кондратьев успокаивает Матюх: «…время – лучший целитель, и Вы снова приметесь за это неблагодарное изобразительное искусство под моим неусыпным и благосклонным оком. Потому что все же это – самое интересное и увлекательное, что есть на белом свете. Даже девушки с этим конкурировать не могут» (22.04.46).
В любом случае, отношения Кондратьева и Матюх – это пример очень крепких, дружеских и весьма доверительный отношений. Так, в первую блокадную зиму 1941 года случилось какое-то большое несчастье, возможно гибель близкого человека, в чем себя винит Вера Матюх. «Дорогая моя Вера, - успокаивает ее Павел Кондратьев, - не надо себя мучить мыслями ни о чем, что было. Тем более считать себя в чем-то виноватой. Абсолютно Вы ни в чем не виноваты. В такой беде, какую мы все испытали зимой 41-42 гг. в Ленинграде, виноватых среди тех, кто был в городе, нет. Смотрите на все это шире. И виновников нужно искать по ту сторону фронта. Ну много ли Вы… могли сделать? … Кончилось бы только тем, что погибли и Вы, и ничего бы от этого не изменилось… Какими словами мне Вам сказать, чтобы Вы не печалились, не брали на себя несуществующей вины и прежде всего выбросили из головы мысль о том, что за виной следует возмездие, что Вы должны его понести …» (29.08.43).
С Матюх обсуждает Кондратьев тяжелую ситуацию с застрявшей на Алтае женой и ее больной матерью (кончившейся разводом). Ей первой сообщает о знакомстве в Таллинне с девушкой-эстонкой (ставшей вскоре его второй женой). Матюх адресованы его слова об искушении судьбы: «Вы не правы, что так браните меня в письме по поводу мастерской. Их нет. В Ленинграде все уже демобилизовались, и никто мастерских не имеет (их расхватали в прошлом году). Меня можно упрекнуть, что я не хлопотал об этом раньше. Но право, пока шла война, чувство было такое, что не следует думать о материальных устройствах в будущем. Я столько видел примеров, когда люди великолепно устраивали для себя будущую жизнь, и оказывалось, что им уже не нужно было об этом думать, что все это было искушением судьбы. Не думайте, что это чувство у меня лично было, у очень и очень многих, кто не очень толстокож… Я, право, не жалею ни о чем …» (09.12.45).
Также и Матюх говорит Кондратьеву: «Вы меня страшно понимаете…» (01.01.45).
Приведенные отрывки говорят о высоком уровне взаимопонимания и одинаковой системе ценностей Кондратьева и Матюх. И Искусство – в числе первых из них.
Завершить этот краткий очерк об удивительных отношениях двух людей и художников хотел бы словами Павла Кондратьева, вынесенными в эпиграф:
«Я бы хотел, чтобы была книга, назвал бы ее «Вера» и в ней были Ваши письма, все что я о Вас думаю и кое-что, что я Вам писал…
Вы сейчас – и любовь, и очень большая тревога, и большая тоска, и моя дружба. Вы мне очень дороги… (18.03.44).
Мне кажется, я Вам кое-что давал в живописи и, думаю, сумею дать и в будущем, и Вы для меня нечто вроде ребенка, которого я произвожу на свет и никак не могу произвести за собственным неумением в этом деле» (19.03.44).
Николай Кононихин, 22.12.2013 г.
Примечания:
1. Интервью Павла Кондратьева - Нине Суетиной, 30 октября 1983 г. Ленинград. Магнитофонная запись, расшифровка Н.Кононихина, частный архив, Санкт-Петербург.
2. Матюх В.Ф. Воспоминания о П.М.Кондратьеве, 06.06.1999 г., частный архив, Санкт-Петербург.
3. Кононихин Н.Ю. Интервью с Верой Матюх, 10.05.1999 г./ Художники общества «Аполлон». Второй русский авангард. CD-ROM, Санкт-Петербург, 1999.
4. Кондратьев П. Письмо к В.Ф.Матюх от 01.03.1945 г., расшифровка Н.Кононихина, частный архив, Санкт-Петербург (далее указывается только дата письма).
5. Мочалов Л.В. Павел Кондратьев. Штрихи к портрету по памяти/ Круг Кондратьева. Серия «Авангард на Неве». - Санкт-Петербург: ООО «П.Р.П.», 2005.