Участники выставки "Памяти учителя". 1997 г. |
Многих художников к тому времени уже не было в живых, но многие были живы, и при слове «Осмеркин» молодели на глазах, у них загорались глаза, улыбки заполняли лица, и они наперебой начинали (чуть не сказал «щебетать») изливать свое восхищение учителем. Это был своего рода клан или орден со своей системой ценностей, дисциплиной и взаимовыручкой, причем достаточно закрытый, куда чужаков не очень-то пускали, тем более, без рекомендаций.
Мне повезло, в апреле 1996 года А.В.Баженов познакомил меня с Евгенией Васильевной Байковой (1907–1997), женой Владимира Ильича Малагиса (1902–1974), члена объединения «Круг художников».
Оказалось, что Байкова и Осипов закончили одну и ту же мастерскую, и это мастерская Осмеркина. Сейчас я понимаю, что мне повезло вдвойне, так как Байкова была старостой в мастерской и знала об учителе и соучениках все, или почти все. Думаю даже, где-нибудь рядом, на кухне или возле мольберта, но всегда под рукой у нее непременно был институтский журнал, в котором она усердно отмечала все десятилетия, куда судьба разбросала «мальчишек» и кто из «девчонок» остался в профессии.
Аналогия с классным журналом возникла не случайно. Как по расписанию, вскоре она познакомила меня с Ольгой Борисовной Богаевской (1915-2000) и Глебом Александровичем Савиновым (1915-2000), которые вообще мало кого допускали к себе. Их квартира на Каменноостровском проспекте вмещала в себя четыре поколения художников, отчего голова шла кругом. У них я впервые увидел «цвет» - он был главным в натюрмортах и детских портретах Богаевской, в выжженных солнцем саратовских пейзажах Савинова. Но всякий раз художники по-разному использовали его для «выявления цветом формы в пространстве» (2) (эта формула, как позже я узнал, была главной в методе преподавания Осмеркина).
Еще более свободно, по-кубански крепко, без оглядки использовала цвет Елена Петровна Скуинь (1908–1986). Её семена, синие ведра, стручки красного перца, листья табака, початки кукурузы и конечно цветы, много цветов – как будто сошли с московских вывесок начала ХХ века. «Талантливые мои ученики», - говорил Осмеркин, выделяя в числе немногих Елену Скуинь. «На выставке дипломников, - пишет Осмеркин Г.В.Павловскому 29 октября 1939 г., - по-настоящему нашей молодежи нравится только Скуинь» (2). | |
Слева: Е.П.Скуинь. Справа: Е.В.Байкова и О.Б.Богаевская. 1938 г. |
Следующей в «журнале» Байковой значилась Евгения Петровна Антипова (1917-2009). Так я оказался в их с Виктором Кузьмичем Тетериным (1922–1991) мастерской на реке Смоленке с огромными в пол витражными окнами, выходящими на лодочные сараи на берегу, изображенными на картине «Весна. Вид на реку Смоленку» (1968).
Именно в мастерской у Антиповой и Тетерина я в полной мере почувствовал дух «Бубнового валета», и уже навсегда. Тетерин был одним из самых молодых и самых любимых учеников Осмеркина, их дружба продолжилась и после отстранения учителя от преподавания. Тетерин встречался с Петром Кончаловским и пользовался советами старейшего из «Бубновых валетов». Это были люди (часто слышал я от художников об Антиповой и Тетерине) самозабвенно преданные искусству, бессребреники, главной ценностью которых были их холсты. В этом я убедился воочию, когда на стеллажах в мастерской увидел сотни картин, одетых в добротные рамы с этикетками, готовые к персональным выставкам. К слову сказать, их персональные выставки вскоре прошли в ЦВЗ «Манеж» и Русском музее. | |
Евгения Антипова у работ Виктора Тетерина Фото 1996 г. |
«Осмеркин был человеком, преданным искусству, - рассказывала Антипова, - любил поэзию, знал почти всего Пушкина. Знал Париж как свою собственную квартиру (хотя никогда там не был). Его комната была оклеена картой Парижа. Он был человеком искусства, артистом, интеллигентом, человеком большой культуры. Хорошо знал театр, балет, интересовался жизнью искусства» (1).
«А вы знаете, что Годлевский вернулся из Франции», - при очередной встрече сказала мне Байкова, как будто дойдя в классном журнале до буквы «Г». И в истории искусства, которую я осваивал по мастерским ленинградских художников, передо мной открылась страница «фовизм».
Еще больше меня поразило, что многие из них были датированы 1950-1960-ми годами! А сам Годлевский в те годы был председателем секции живописи в Союзе художников и главой парторганизации. «Вот тебе и соцреализм!», подумал я. Годлевские (сам художник и его жена Вера Дмитриевна) недавно вернулись из Франции, где в течение 6 лет прошла блестящая череда персональных выставок и аукционов (аукционный дом Друо) в Париже и других столицах Европы.
С Ниной Петровной Нератовой я познакомился в Музее-квартире А.С.Пушкина на Мойке, 12, где работала моя мама. Помню, как поразила меня своей красотой и осанкой эта уже не молодая, в весьма преклонном возрасте женщина. Тогда я не знал, что она из «осмеркинцев».
Общение с ней пришло позже, когда Байкова открыла журнал на странице «Н» и сообщила, что Нератову за ее красоту называли не иначе как «мадонной ВАХ» (т.е. Всероссийская Академия художеств), причем Осмеркин тоже. В домашнем архиве сохранилась копия фотопортрета Осмеркина с дарственной надписью Нератовой: «Нине Петровне, дорогой и любимой моей замечательной художнице, которой я горжусь, что она вышла из моей мастерской, бывшей у меня в те времена в Ленинграде. Спасибо Нине Петровне, что она осталась верна мне не так, как другие прочие. Благодарный А.Осмеркин. 16 октября 1952 г.» (3). |
|
Нина Нератова в Музее А.С.Пушкина. 1996 г. |
Осмеркин проработал в Академии художеств 15 лет с 1932 по 1947 гг.
«Александр Александрович, - рассказывала Нератова, - был артистом в широком смысле слова: художник, рассказчик, поэт, лицедей. «Красота, - говорил он, - бывает разная». Когда разливается керосин, он отливает всеми цветами радуги. Но это не та красота, которая нужна художнику. Он любил говорить: «Павлиньи перья – красиво, да?»» (1).
«Рекомендация, - пишет размашистым упругим почерком на обрывке листа Моисеенко. - Осипов Сергей Иванович является видным ленинградским художником со своим неповторимым колористическим очарованием, художник весьма оригинальный и любимый. Его труд как педагога дает значительные результаты в воспитании молодых художников. Засл.деятель искусств Е.Моисеенко» (4).
Подготовка выставки «Памяти учителя» заняла почти полтора года, часть работ дали на выставку художники, часть – из коллекции. И когда все было готово, выяснилось, что не хватает работ Моисеенко. Понятно, что без него выставка была бы не возможна. И здесь снова сработало «братство». Не помню, каюсь, чей именно это был звонок, но уже на следующий день я отбирал работы Моисеенко в запасниках Музея Академии художеств. НИМХ предоставил четыре работы Моисеенко, за что я им сердечно благодарен. Спасибо!
Публикуемая ниже стенограмма открытия выставки стала возможна благодаря видеосъемке, которую осуществил Дмитрий Виноградов, фотосъемка – Дмитрия Саенко.
Раиса Иезуитова: Дорогие друзья! Во Всероссийском музее А.С.Пушкина создалась очень красивая, замечательная традиция, несмотря на то, что мы литературный музей, мемориальный музей, открывать и экспонировать художественные выставки. Сегодня есть повод вспомнить Александра Александровича Осмеркина. Не только потому, что это был большой художник и яркая личность, но и потому, что он оставил после себя замечательных учеников, чьи работы мы видим здесь.
Особое место в этом ряду принадлежит Пушкину… Осмеркин не просто любил Пушкина, он всегда возил с собой томик стихов, дружил с пушкинистами… Любовь к Пушкину, к родной природе, он передал ученикам. Сейчас мы видим эти работы и понимаем, насколько значительны эти традиции. Сам Осмеркин писал: «Я убежден, что в искусстве живописи все великое создано так называемыми школами (венецианцы, испанцы, голландцы и т.п.), и отдельные мастера, как Рафаэль, Тициан, Веласкес и другие высятся не как отдельные гении-одиночки, а как вобравшие в себя все усилия предшествующих…» (2). И к этим именам венецианцев, голландцев мы вполне можем добавить осмеркинцев. Я предлагаю пройти и посмотреть эти удивительные картины, которые очень разные, но в них, по-моему, есть что-то общее. Я пыталась понять, что же в них общее. Это – любовь к искусству. А еще – любовь к своему учителю.
Елена Глевенко: С удовольствием передаю слово вдохновителю и организатору выставки, человеку поистине героическому, который в течение полутора лет отдавал все свои силы подготовке выставки, Николаю Юрьевичу Кононихину.
Николай Кононихин: Прежде всего, хочу поблагодарить всех, кто пришел на выставку. Очень рад и тронут тем, что многих выставка заинтересовала и не оставила равнодушным. Вчера корреспондент телевидения задал вопрос: «А, собственно, что нового в вашей выставке, зачем вы ее сделали»? Признаюсь, я что-то ответил, но и вчера и сегодня вновь и вновь возвращаюсь к этому вопросу.
Но сам факт этого влияния очевиден, мы видим его в работах не только учеников Осмеркина, представленных на выставке. Это влияние заметно и в работах учеников этих учеников. Речь идет об учениках Евсея Моисеенко, Глеба Савинова и других художников, которые преподавали в Институте имени Репина и Училище имени Мухиной…
Глеб Савинов: Это могла бы быть выставка и должна была бы быть выставка во много раз больше и во много раз лучше. Александр Александрович преподавал в Ленинграде, преподавал в Москве, преподавал в Ереване. И всюду он был чудесным и любимым учителем. Он выпустил ряд прекрасных художников. Александра Александровича мы любили, любили этого чудесного человека - доброго, веселого, чрезвычайно высоко культурного. Человека, который видел в своих учениках не только учеников, но и будущих художников, которым он помогал встать на свой, каждому свойственный путь.
Эта небольшая выставка, устроенная Николаем Юрьевичем Кононихиным, дала возможность нам увидеть друг друга через много-много лет, ведь каждый из нас сейчас на двадцать лет старше того возраста, в котором умер Александр Александрович, так печально и трагически. От себя лично я благодарю Николая Юрьевича за то, что он принял на себя труды по организации этой выставки. А мы встретились и почтили память нашего дорогого Александра Александровича.
Анатолий Дмитренко: Глеб Александрович упомянул прекрасную фразу о рыцарстве Осмеркина… Когда мы говорим о рыцарстве, надо иметь в виду, что Александр Александрович был отставлен в конце 1940-х годов от преподавания, но его нельзя было отставить, отодвинуть, отринуть от искусства. Если называть первую черту, которая обусловила столь мужественный труд Николая Юрьевича, и кропотливый и подвижнический, то это то, что черты рыцарства по отношению к искусству были у всех художников, которые представлены на этой выставке. Они могли проявить свое рыцарство в разных обстоятельствах: обстоятельствах непризнания, болезни, непонимания, даже подчас своего круга, так называемых друзей, они продолжали быть с искусством.
От мелодики удивительных вещей Сергея Ивановича, декоративных фантазий Тетерина, радостных, а иногда трагических озарений Глеба Александровича и Ольги Богаевской… Не цель сейчас перечислить всех, потому что возникает еще третья особенность. Он учил мыслить в искусстве. И художники, представленные на выставке, совершенно разные. Когда мы говорим о похожести, то это не похожесть кальки, это похожесть отношения к искусству.
Возвращаясь к вопросу журналиста Николаю Юрьевичу: «А что нового?»… Я бы поставил вопрос: «А что хорошего?» Ведь новое не всегда хорошее. Увидеть соцветие и единство, увидеть творческое братство и нравственную чистоту, увидеть способность к подвижничеству не в погоне за громкой славой – это и есть новое из хорошо забытого старого, чем, к сожалению, сегодня далеко не овеяны многие вернисажи, которые в избытке заменяют или подменяют искусство…
Евсей Евсеевич говорил: «Работа над строем вещи – это работа над его смыслом». Это прекрасное сочетание, к какому бы жанру не обращались авторы этих работ, – есть живое наследие Осмеркина… И то, что устроители этой выставки думали об искусстве, а не о шоу – еще одна особенность этой выставки… В этом один из стержней понятия «ленинградская школа живописи». Спасибо большое устроителям и конечно авторам!
Лев Мочалов: Выставка, организованная при участии и под водительством Николая Юрьевича Кононихина, очень знаменательное и светлое событие в нашей жизни. И не только потому, что здесь представлена классная живопись, но и потому, что она опровергает схему неомифологии, согласно которой вся история наших предшествующих и достаточно мрачных десятилетий рисуется двумя красками: искусство официоза и искусство нонконформизма. И все художники, которые были в Союзе художников, они только прислуживались. Так нет, они служили, и служили не власти, не партноменклатуре, а искусству, высокой профессиональной культуре.
Как известно, Александр Александрович был одним из поздних представителей «Бубнового валета», а в тридцатые годы перешел на «зимние квартиры» импрессионизма. Но суть в том, что все эти художники исповедовали один принцип, что художник делает не предмет, а живопись предмета. Это говорил и Тырса, на свой лад это говорил и Петров-Водкин, и Малевич.
Николай Кононихин: Хочу высказать слова благодарности сотрудникам Музея-квартиры Н.А.Некрасова, Всероссийского музея А.С.Пушкина. Отдельно хочу поблагодарить Всероссийскую Академию художеств, которая предоставила для выставки работы Евсея Евсеевича Моисеенко. Хочу сказать слова благодарности всем художникам, которые смогли принять участие в выставке и смогли сказать слова, адресованные памяти Александра Александровича Осмеркина. А также родным и близким тех художников, которые не смогли это сделать сами. Думаю, они были бы довольны.
Ниже привожу мнения художников о выставке, высказанные на вернисаже.
Вера Любимова: Осмеркин – это была уникальная фигура в Академии художеств, как художник, как человек, как интеллигент того времени. Очень горячий человек, сердечный, добрый. Таких эпитетов даже не найти, насколько он был хорош по внешнему виду – он всегда ходил с бантом. Рассказывал о мастерских, в которых он бывал запросто, как приятель этих художников. Когда он приезжал, мы всегда навещали его в «Астории», приносили туда грузинское или армянское вино, которое он очень любил, поздравляли его. И были чудесные разговоры об искусстве… Мне он очень много дал, потому что я была скованной. Отец мой, ученик Репина, дал мне школу, а Осмеркин дал цвет, вдохновение. Спасибо вам!
Примечания:
1. Воспоминания учеников А.А.Осмеркина записаны в период подготовки выставки в 1996-1997 гг. Впервые опубликованы в Каталоге выставки: Кононихин Н. Памяти учителя. Выставка петербургских художников - учеников мастерской А.Осмеркина. Каталог.- СПб. 1997.
2. Высказывания А.А.Осмеркина и его учеников цитируются по книге: Никич А. Александр Осмёркин.- Москва: Советский художник. 1981.
3. Изображение фотопортрета А.А.Осмеркина с дарственной надписью Н.П.Нератовой от 16 октября 1952 г. впервые воспроизведены в компьютерном альбоме: Кононихин Н. Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга. Из частных коллекций. CD-ROM. - СПб. 1998.
4. Автограф Е.Е.Моисеенко – рекомендация С.И.Осипову (без даты) хранится в частном архиве. Впервые воспроизведен в компьютерном альбоме: Кононихин Н. Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга. Из частных коллекций. CD-ROM. - СПб. 1998.
Николай Кононихин, 5 ноября 2014 г.