https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Ленинградское искусство 1970-х в Манеже

 

28 сентября 2017 г. в 19.00 в ЦВЗ “Манеж” открывается выставка «70-е. СО_ПРИ_ЧАСТНОСТЬ».  Выставка Ленинградского изобразительного искусства 1970-х годов приурочена к 40-летию Санкт-Петербургского Центрального выставочного зала «Манеж», который открылся в 1977 году экспозицией ленинградских художников.

 

Ниже привожу слова куратора выставки Елизаветы Павлычевой:

«Появление такого выставочного пространства, как «Манеж» было определено потребностью времени. После относительно либеральных шестидесятых годов, когда ослабла цензура, когда появилась возможность познакомиться с выставками современного искусства, прочитать ранее не печатавшиеся отечественные и европейские литературные произведения, познакомиться с шедеврами мирового кино, в стране пробудился невиданный интерес ко всем видам искусства, и зарубежного, и отечественного. Для мастеров искусств это время стало своеобразным периодом возрождения, может быть точнее, пробуждением. Уже в шестидесятые годы они заговорили в полный голос, и в семидесятые процесс было не остановить. Писатели, деятели театра и кино, музыканты, мастера изобразительного искусства как бы вдохнули в свое творчество жизнь, одухотворили его. Изменилась тематика искусства. Оно обратилось к общечеловеческим проблемам. Художники, в какой бы области они не работали, искали выразительные приемы, не слепо следующие натуре, а помогающие создавать художественный образ.

Общество чутко реагировало на новую направленность в искусстве. Зрительные залы, музеи, выставочные пространства заполнялись посетителями, которые искали и часто находили ответы на многие значимые социально-политические и человеческие вопросы. Именно на этот период приходится расцвет творчества мастеров искусств, прошедших через многие лихолетья ХХ века. Умудренные жизненным опытом, закаленные испытаниями времени, они создают лучшие свои произведения. В изобразительном искусстве Ленинграда творили живописцы Е. Е. Моисеенко, В. Ф. Загонек, А. А. Мыльников, Г. А. Савинов, В. В. Соколов, В. М. Орешников, А. П. Левитин, Ю. М. Непринцев, П. Т. Фомин; скульпторы М. К. Аникушин, А. М. Игнатьев, В. Г. Стамов; графики А. Ф. Пахомов, Н. Е. Чарушин, В. А. Ветрогонский и многие другие. Активно работали и художники следующего поколения, произведения которых отличались смелыми новаторскими поисками. Это З. П. Аршакуни, В. В. Ватенин, Г. П. Егошин, Я. И. Крестовский, В. И. Рахина, К. М. Симун, В. К. Тетерин, Л. А. Ткаченко, В. И. Тюленев, Б. И. Шаманов, А. Н. Яковлев. Их творчество сделало 1970-е годы одним из самых интересных и ярких периодов в истории развития отечественного реалистического искусства. Художники остро нуждались в выставочных пространствах, в которых они могли бы общаться со зрителями, с теми, для кого они и работали. Идеологическое руководство города понимало значение изобразительного искусства и нуждалось в его поддержке. Открытие выставочного зала «Манеж» решало, казалось, все проблемы и художников, и официальных идеологов. Время показало, что искусство оказалось сильнее идеологии. Все семидесятые годы в новом выставочном зале решались только художественные проблемы. Он стал подлинным центром ленинградского изобразительного искусства.

В 1970-е годы в изобразительном искусстве плодотворно развивались и неформальные направления. В среде андеграунда сложились свои «школы», с яркими учителями и собственными живописными системами: школа Стерлигова, школа Длугача, школа Сидлина, круг Кондратьева. В эти же годы появляется направление ленинградского андеграунда, получившее позднее название «газаневская культура» по двум масштабным выставкам, состоявшимся в ДК имени И. И. Газа и ДК «Невский». В историю нонконформистского искусства вошли такие имена как А. Д. Арефьев, А. П. Белкин, Г. С. Богомолов, А. Б. Геннадиев, И. М. Захаров-Росс, П. М. Кондратьев, Е. Г. Михнов-Войтенко, В. В. Стерлигов, Г. А. Устюгов, В. Н. Шагин и многие другие. Произведения художников андеграунда особенно популярными были в среде молодежи, видевшей в их творчестве возможность демократизации общества, свободы личности от цензурных ограничений. Полулегальный характер «газаневских» выставок, которому своими запрещениями способствовала официальная идеология, добавлял им известности. Как и в каждом художественном явлении, в среде художников андеграунда появлялись интересные, по-настоящему художественные произведения. Создавались и откровенно политизированные вещи. Тем интереснее в новом времени, в совершенно другой стране посмотреть, что же значительного оставил нам андеграунд 1970-х годов.

В этом «структурированном многообразии» существовала ленинградская школа изобразительного искусства.

Выставка «70-Е. Со_при_частность» — должна передать как богатое художественное и философское наполнение периода 1970-х, так и особенный аромат эпохи, причем сделать это не столько декоративно-дизайнерскими средствами, а в большей степени с использованием аутентичных экспонатов и уважительным отношением к исторической достоверности.

Можно говорить об этой выставке, как о попытке с позиции современности, с расстояния 40 лет, соприкоснуться с художественной жизнью 70-х. С одной стороны, беспристрастно взглянуть извне, а с другой стороны, всецело погрузиться в этот период с его художественным разнообразием, с философским поиском возможностей интерпретаций вечных тем, с безграничной человечностью сюжетов, с особым восприятием красоты и стремлением к духовному идеалу. Поэтому неслучайно слоганом выставки выбрано глубокое и многозначное понятие «Сопричастность».

Сопричастность – как единство, в контексте этой выставки может восприниматься как объединение в одном пространстве разных школ и направлений в искусстве 1970-х. Этимология слова наводит на мысль о причастии, как становления одним целом, частью единого культурного пространства уникального периода в истории искусства, о которой рассказывает выставка. Это идея включенности зрителя в художественную жизнь 70-х. Наконец, Со_при_частность – это призыв видеть частное, то есть личное, таким образом ставить во главу экспозиционного решения выставки индивидуальность автора, его творческий потенциал и художественное решение.

На выставке представлено произведение «Сопричастность» из собрания Русского музея, написанное народным художником РФ Андреем Яковлевым, в 1977 году. В год открытия ЦВЗ «Манеж». Написана работа в уникальный период 70-х, когда было возобновлено строительство БАМа и рассказывает об удивительных событиях в истории России – народный подъем, связанный с масштабным проектом. В данном случае можно говорить о перекликающихся содержательных мотивах картины «Сопричастность» и дизайнерской идее художественно представить выставку как процесс монтажа, построения пространства, стройки, складывания пазла, что отражает общую социально-культурную тенденцию 70-х. Той эпохи, когда гараж был преобразован в Центральный выставочный зал и состоялся первый монтаж выставки ленинградских художников.

На картине «Сопричастность» две крепкие мужские фигуры, строитель и художник, сидят в поезде, на заднем плане два окна, они объединены одним вагоном, одним купе – это сопричастность истории. Две фигуры, два окна – в контексте выставки могут восприниматься как два направления в искусстве 70-х: реализм и нонконформизм, объединенных одним пространством ленинградского искусства перед лицом истории.

На выставке представлено около 400 произведений более 150 художников: живопись, графика, скульптура, фотография.

Выставка позволяет представить масштабную картину ленинградского искусства, включающую отдельные разделы и вместе с тем объединяющую все это разнообразие в единое целое петербургской художественной культуры, занимающей свое особенное место в культуре страны и мировой культуре. Своего рода «Со_при_частность» мировой истории. Помимо несомненного художественного интереса выставка имеет значение исследовательское, дает материал для исторического, социального и культурно-антропологического анализа, как зрителям, так и специалистам».

https://www.traditionrolex.com/24