Западный зритель впервые после революции увидел современное искусство Советской России, и это искусство оказалось наполненным жизненной силой и актуальными тенденциями. Картины говорили тем же языком, что и их собратья в Лондоне и Париже. Портрет Гоголя работы Герты Неменовой попал на страницы лондонской «Таймс». Еще больший успех ожидал ленинградских художников в Нью-Йорке - сразу после выставки в собрании Музея современного искусства (МОМА) оказались работы Ведерникова, Ермолаева, Каплана, Неменовой, Шендерова.
Расцвет ленинградской литографии на рубеже 1960-х совпал с возобновлением культурных связей между Западом и Советским Союзом. Ленинградская экспериментальная литографская мастерская стала местом встречи российских художников и западных коллекционеров и галеристов — полем культурной дипломатии, где простое человеческое общение растапливало лед отчуждения и наводило мосты между странами.
Прекрасная инициатива одного лишь человека – не только показать всему миру, но и сделать доступными для покупки работы советских художников в самый разгар «холодной войны» – заслуживает особое место в истории культурных и социальных отношений между Советским Союзом и Западом. Эрик Эсторик сумел преодолеть языковые и бюрократические барьеры и достичь мира в пользу культуры, искусства и, важнее всего, людей. Он построил отношения, основанные на взаимопонимании и, таким образом, его идея изменила мир для всех к ней причастных. Глубокие, долгосрочные последствия его инициативы очевидны на выставке, а также в этом издании.
Книга приурочена к выставке «Ленинградская литография. Место встречи» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме в Санкт-Петербурге (сентябрь-октябрь 2017 г.). Отдавая дань инициативе Эрика Эсторика, авторы книги и кураторы выставки из России, США, Новой Зеландии уверены в действенности культурной дипломатии и в наши дни.
В книге представлено около 200 работ из фондов Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме, музеев США и Великобритании, а также частных коллекций Санкт-Петербурга, Москвы, Нью-Йорка. Это работы всех 27-ми художников, литографии которых были показаны Эсториком в 1961 году: Л. Британишского, В.Бродского, Ю. Васнецова, А. Ведерникова, М.Джагуповой, Б. Ермолаева, Г. Израилевича, А. Каплана, А.Каплуна, М.Кукса, В. Курдова, А.Ланина, А. Латаш, А. Любимовой, И.Масленниковой, В. Матюх, Л.Милорадович, А.Мордвиновой, Г. Неменовой, Е.Померанцевой, М. Скуляри, В.Судакова, М.Чарнецкой, А. Шендерова, С.Штейнберга, Ю.Эйленкри и А. Якобсон.
Кураторы проекта: Николай Кононихин, Татьяна Решетникова, Леонид Франц, Мария Шток.
Оглавление:
От кураторов
Николай Кононихин. Триумф Ленинградской литографии. Лондон – Нью-Йорк – 1961 год
Мария Шток. Ленинградская экспериментальная литографская мастерская и культурная дипломатия в 1960-х годах
Эмили О`Лири. Из России в США: Ленинградская литография и роль Эрика Эсторика в создании особой коллекции в Нью-Йорке
Александр Щедринский. Воспоминание о чуде
Николай Кононихин. Экспериментальная литографская мастерская: избранные портреты
- Юрий Васнецов
- Александр Ведерников
- Борис Ермолаев
- Григорий Израилевич
- Анатолий Каплан
- Вера Матюх
- Герта Неменова
- Михаил Скуляри
- Александра Якобсон
Каталог
Индекс
Справки о наличии книги по: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.