https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция «Фовизм – это цвет» в Русском музее

 

24 сентября 2016 г. в Лектории Русского музея состоится лекция – «Фовизм – это цвет» (лектор Николай Кононихин). Этой лекцией Русский музей открывает цикл «ХХ век. Направления» (Абонемент №10), посвящённый основным направлениям в искусстве ХХ века.

Своим рождением фовизм (в переводе с французского - дикий) обязан реакции одного из журналистов на осеннем салоне 1905 года в Париже - увидев классическую скульптуру в окружении кричаще-ярких картин, тот воскликнул: «Донателло среди диких!» Авторами картин были Анри Матисс, Андре Дерен, Альбер Марке, Морис Вламинк, Жорж Руо, Жан Пуи и другие французские художники.

 

Особенно возмути добропочтенную публику, которая только-только стала привыкать к картинам импрессионистов, «Женщина в шляпе» Анри Матисса и «Просушка парусов» Андре Дерена. Зелено-красное лицо дамы с сине-зеленым натюрмортом-шляпой на голове было вызовом общественному вкусу.

Между тем, несмотря на явный эпатаж картин, лидер фовистов Анри Матисс вовсе не был бунтарем. Юрист по образованию, помощник адвоката, так и остался бы «белым воротничком», если бы однажды, не оказавшись на больничной койке, причем уже не ребенком, а в возрасте 20 лет, не увлекся рисованием. Переломным стало знакомство в годы учебы в Академии с Альбером Дереном и его смелыми экспериментами с цветом. Работа с ним бок о бок летом 1905 года в Коллиуре дала Матиссу свободу восприятия чистого интенсивного цвета. «Исходный пункт фовизма, решительное возвращение к красивым синим, красивым красным, красивым жёлтым, первичным элементам, которые будоражат наши чувства до самых глубин», - запишет позже Матисс.

Но главной встречей, определившей творчество не только Матисса, но и судьбу искусства ХХ века, стала встреча с молодым Пабло Пикассо. Конкуренции Пикассо-Матисса мир обязан не только рождению кубизма и фовизма, двух направлений ХХ века, но и окончательным разрывом изобразительного искусства с окружающей действительностью. Пикассо для этого абсолютизировал форму, а Матисс – цвет. Развивая науку о цвете Матисс утверждал: «Один квадратный сантиметр синего и метр того же синего не одинаковы».

Важным событием стало знакомство Матисса с русским промышленником и коллекционером Сергеем Щукиным. Тот купил несколько картин и заказал Матиссу «Красную комнату», а затем многометровые панно «Танец» и «Музыка». “В моей картине “Музыка”, - писал Матисс, - небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева, идея абсолютной синевы; для деревьев взята чистая зелень, для тел – звонкая киноварь. Особенный признак: форма видоизменялась соответственно воздействию соседних цветовых плоскостей, ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом”.

Благодаря щедрым заказам русского мецената Матисс обрел финансовую основу и купил новую студию, а Россия обрела уникальную коллекция Матисса (крупнейшую в мире до войны 1914 года). Открытая для публики коллекция Щукина в Знаменском переулке в Москве стала «академией» для многих молодых художников разных склонностей и направлений: от Валентина Серова до Казимира Малевича. Новейшие произведения Пикассо и Матисса русская публика видела сразу после весенних и осенних Салонов в Париже.

Столь скорое и мощное приобщение к новейшим тенденциям современного искусства оказало благотворное влияние на художников объединения «Бубновый валет». Пример тому - творчество Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова, Петра Кончаловского и Ильи Машкова, Аристарха Лентулова и Рудольфа Фалька. Младший сын «Бубнового валета» Александр Осмеркин перенес «бациллу подлинной живописи» на берега Невы. В годы преподавания в Академии художеств (1932-1947) завет мастера: «Выявление цветом формы в пространстве» усвоили наиболее талантливые ученики Осмеркина: Евсей Моисеенко, Иван Годлевский, Виктор Тетерин и Евгения Антипова. Двое последних, входивших в группу «одиннадцати», передали традиции французской живописи молодым художникам.

 

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.

NikolayGallery.ru , тел. 8-911-9091499.

https://www.traditionrolex.com/24