Последние годы деятельности были связаны с именем А.С.Пушкина: Лидия Кононихина работала заместителем директора Всероссийского музея-квартиры А.С.Пушкина на Мойке, 12 (1993-1997), затем в Лицее А.С.Пушкина в Царском селе (1997-2001). В 1999 году была награждена Пушкинской медалью в честь 200-летия рождения великого русского поэта. Последние годы прожила в Пушкине, похоронена там же на старинном Казанском кладбище.
Родилась Лидия Кононихина 9 ноября 1934 года в селе Новоселовка под Полтавой в семье Падалка Андрея Маркияновича (1912-2004), будущего кадрового военного, участника Белофинской войны (1939-1940) и Великой отечественной войны (1941-1945), кавалера орденов «Красной звезды», «Красного знамени», «Великой отечественной войны 2-й степени», закончившего войну в звании капитана прожекторного батальона ПВО Ленинградского округа. Ее мама – Падалка (Карнаух) Анна (Ганна) Максимовна (1914-1993).
Еще участь в институте на вечернем отделении, она начала работать младшим научным сотрудником в в/ч 10729 (ЦНИИ им.Крылова) Военно-морского флота, которая располагалась в здании Александровского дворца в г.Пушкине. Там шли секретные исследования по способам связи между подводными лодками с использованием ультразвуковых способностей дельфинов. Она часто с восторгом рассказывала о подводных лодках, о дельфинах… Я же, посетив летом 2014 года залы недавно отреставрированного Александровского дворца, очень ясно представил, как маму в 1960-е годы там окружали не только дельфины и морские офицеры, но и гений Джакомо Кваренги, и дух последнего русского императора Николая II, отправившегося из своего дворца в последний путь…
Наконец, не просто знак, а встречу «лоб в лоб» даровала ей судьба в конце 1960-х, когда она работала в НИИ Радиоэлетроники в Пушкине, а я учился в школе №315 в Павловске. Однажды, на родительском собрании выступила депутат Пушкинского райисполкома, которым оказалась директор Павловского дворца А.И.Зеленова.
«Вышла пожилая женщина, очень просто одетая, - вспоминает в дневнике Л.А.Кононихина. - Среднего роста, высокий лоб, с небрежным завитком светлых волос (прямо льняных), тонкие брови (одна, как будто удивленно, взметнулась вверх, да так в изломе и осталась навечно), глаза голубые с прищуром, маленький аккуратный носик, тонкие четко очерченные губы, с каким-то тревожным изломом…
Когда она начинала говорить, лицо ее преображалось, она молодела, годы ее исчезали, она становилась красивой. В то время я не могла и подумать, что скоро судьба забросит меня в Павловский дворец, и я буду работать с А.И.Зеленовой.
И вот 1971 год, март... На дворце висит объявление: «Нужен инженер в отдел эксплуатации (100 руб.)». Перехожу со 140 руб. на 100 руб.»
За этими формальными строками – стремительное освоение большого и сложного хозяйства Павловского дворца парка, получение второго строительного образования в ЛИСИ и 15 лет ежедневного руководства этим хозяйством в качестве правой руки Анны Ивановны Зеленовой.
Из записных книжек: «Трудный сегодня был день… В Главленинградстрое прошу вагончик под бытовку. В ДСУ-3 договариваюсь о вывозе. Коллегия ГУК о работе ЕСМУ… На базе отдыха нет горячей воды, не сумели получить фильм о Павловске в ГИОП, работы верхолаза на куполе дворца, не сделали чистку люстр во дворце, не вывезли оборудование методического кабинета и т.д. Каждый сектор дует в свою «дуду», только хозяйственный сектор должен «дуть» за всех. Оформление праздников, выставок, водопровод, канализация, электрообеспечение, охрана, текущий ремонты, снабжение и т.д. И именно здесь всё на виду».
Кстати, о «трех грациях» - так А.И.Зеленова в шутку называла своих трех замов: А.А.Августовскую, В.А.Беланину и Л.А.Кононихину, соответственно: по культурно-массовой работе, по научной работе, по реставрации и капитальному строительству.
Восстановление дворца зачастую требовало не только воспроизведения решений Чарльза Камерона, Винченцо Бренна, Андрея Воронихина или Карло Росси, но и поиска новых технологических решений, соответствующих требованиям времени. Перевод дворца на газовое отопление, сохранение фресок П.Гонзаго в Галерее Гонзаго, утепление и гидроизоляция Библиотеки Росси, которая находится непосредственно над открытой всем дождям и морозам Галереей Гонзаго – вот лишь малая часть технологических проблем, которые занимали Л.А.Кононихину и на работе, и по приходе домой. Помню, как обсуждался даже проект остекления и отопления Галереи Гонзаго, что позволило бы сразу решить обе проблемы. Этот проект не был принят, и проблема не решена до сих пор.
Такая напряженная работа требовала полной самоотдачи, часто в ущерб семье и здоровью (кофе и сигарета все чаще заменяли обед).
Празднование 200-летия Павловска в декабре 1977 года и завершение реставрации дворца в 1978 году стало вершиной творчества А.И.Зеленовой и ее зама. В 1979 году партийными чиновниками была отстранена от дел и отправлена на пенсию А.И.Зеленова, а в январе 1980 г. ее не стало. В 1986 году из Павловска «выдавили» в Гатчину Л.А.Кононихину, где она в течение четырех лет проработала заместителем директора по реставрации Гатчинского дворца-музея.
Сохранилось документальное свидетельство о проделанных в Гатчине работах. «За 4 года работы в Гатчине, - пишет Л.А.Кононихина в письме Зубриным от 31.11.1989 г., - мне удалось завершить реставрацию двух залов: Белого зала и Тронного зала Марии Федоровны, жены Павла I. Полностью закончена реставрация Бастионной стены у дворца, рва, проведено благоустройство прилегающей территории. Отреставрирован Собственный садик, Голландские сады, Сильвия, Карпин мост (завершается облицовка камнем), начата работа по реставрации Птичника и Холодной ванны. Отреставрированы 5 тронов, подобных тем, что в Тронной Павла, 16 мраморных скульптур, 30 картин, 18 предметов мебельного убранства, 24 рамы вырезаны резчиками заново и вызолочены, 10 рам воссозданы по имевшимся фрагментам резьбы. Отреставрированы 21 бронзовые с хрусталем люстры. Воссозданы по имеющемуся образцу 6 настенных бра для Белого зала. Не много, но кое-что мне удалось с помощью реставраторов сделать для Гатчинского дворцово-паркового комплекса».
О начале реставрации и о сложных взаимоотношениях с КГИОП можно прочитать в письме Л.А.Кононихиной – Ю.Каменскому, написанному в конце 1992 г.: «… мне судьба послала еще один дворец, реставрацией которого я сейчас занимаюсь. Последним перестаивал его Месмахер для Великого Князя Алексея Александровича. Реставрацию начали с западного двухэтажного флигеля, и планируется в начале 1993 года закончить. Далее пойдут в реставрацию второй очереди: Личная столовая, отделанная резными дубовыми панелями, керамикой и восьмью живописными панно. Далее Розовая гостиная с резными деревянными панелями, богатой лепкой и стенами, отделанными розовым штофом. Затем Личный кабинет Алексея Александровича, где стены отделаны прекраснейшей резьбой из мореного дуба со вставками из зеленой кожи, тисненым золотом, по периметру потолка, отделанного тоже деревом и живописными вставками.
Далее предстоит реставрировать Танцевальный зал, Библиотеку, Будуар, Английский, Китайский и Венецианский залы, Мраморный бассейн, Малый кабинет Алексея Александровича, Зимний зал – сад с фонариком на крыше, и две приемные. А еще Большой сводчатый подвал, где были столовая, кухня и другие службы, и сохранилась роспись стен и отделка полов».
Однако масштабы реставрационных работ во дворце и, соответственно, финансирования, итальянцы, похоже, недооценили, и вскоре Дворец Алексея Александровича снова вернулся в «казну», т.е. КГИОП. В настоящее время во дворце располагается Санкт-Петербургский Дом музыки.
В завершении привожу отрывки из дневниковых записей, в которых открывается внутренний мир человека. Эти, часто глубоко личные, строки призваны показать не столько «деятеля» (как я в 1976 году, тогда еще школьник, зло и обидно называл маму, когда ее портрет появился на Доске Почета г.Павловска), сколько живого человека. Ведь жизнь руководителя не позволяла ей расслабляться ни на минуту. «Вот и живешь весь на молнии застегнутый и сжигаешь внутренним огнем себя», - с горечью пишет она в Дневнике.
Любовь к прекрасному предалась близким. Сестра Валентина Зеленченко - заместитель директора Храма «Спас на крови». Сын Николай – коллекционер современного искусства, читает лекции в Русском музее. Внучка Ольга закончила Академию художеств, работала в Русском музее, сейчас работает в Музее г.Триер (Германия). Правнучка Даша ходит в художественную студию Музея «Царскосельская коллекция». Этим летом впервые участвовала в выставке в детской Библиотеке г.Пушкина.
20 августа 2014 г., Николай Кононихин
Г.Е.Беляев вручает Л.А.Кононихиной медаль к 200-летию Пушкина. 1999. |