Таким же светлым, излучающим свет, добро и радость изобразил своего друга-художника Леонид Ткаченко на «Портрете Бориса Ермолаева» (1969), который находится в собрании Русского музея. «Ермолаев был человек безоблачный как дитя, он был как святой, - вспоминает в интервью Леонид Ткаченко. - Его декоративные литографии, его крестьянки – это не просто деревенские женщины, это ангельские люди. Его деревенские коврики – все это мир безоблачной мечты. Поэтому я решил его сделать как солнышко на синем небе. Сделал ему лимонного цвета костюм, которого у него, конечно, никогда не было» (2).
Борис Ермолаев родился 5 августа 1903 года в Петербурге в семье служащего. Интерес к рисованию проявился рано, но годы революции и гражданской войны были не самым лучшим временем для получения академического образования (тогда нужно было выживать, Ермолаев работал грузчиком и разнорабочим). Только в 1921 году Ермолаев поступает в Петроградский художественно-промышленный техникум, где учится (вместе с Павлом Басмановым) у В.Федоровича и М.Авилова, представителей традиционной академической школы. В годы ломки старой системы образования и появления множества художественных группировок Ермолаеву удалось получить классическое художественное образование, о чем свидетельствуют рисунки, сделанные им в 1927-1928 гг. в Александровском саду у Адмиралтейства.
Перед войной Ермолаев приходит в литографскую мастерскую, основанную в 1933 году и ставшую поистине экспериментальной Лабораторией с большой буквы благодаря усилиям С.Алянского, Н.Тырсы, Г.Верейского. В подвале бывшего Общества поощрения художеств на Мойке, 83 собрались художники-авангардисты, которым было душно в тисках господствующего соцреализма после ликвидации в 1932 г. всех художественных группировок и образования единого Союза художников, куда согнали всех представителей этой некогда свободной профессии. «Это был своего рода «Остров блаженных», - пишет о литографской мастерской Лев Мочалов, - содружество тихих энтузиастов, главной объединяющей идеей которых являлась идея служения искусству, утверждение принципов авторской интерпретации зримого мира» (3).
Вера Матюх вспоминает, как в литографской мастерской «была организована молодежная группа. Ею руководил Верейский, Тырса и Кругликова. Верейский был по литографии, а Кругликова была по гравюре и линолеуму. Тырса осуществлял общее руководство… Как руководил Верейский? Раз или два в неделю он приносил колоссальное количество роскошной литературы по искусству. И на этих занятиях он все это показывал. Немного говорил, но, в основном, просто показывал. На наши занятия, конечно, приходили и Тырса, и Конашевич, и Рудаков, и другие мастера. Это было очень интересно и очень много нам всем дало» (1).
Годы войны прервали занятия искусством. Борис Ермолаев был мобилизован в октябре 1941 года, попал на Ленинградский фронт, в августе 1943 года был тяжело ранен под Красным бором, после госпиталя встретил победу в нестроевой части. Многие художники не вернулись с фронта, погибли от голода в блокаду (Л.Юдин, Т.Певзнер, И.Ец и др.)
После войны Ермолаев возвращается в литографскую мастерскую, где сложилась удивительно творческая и дружеская атмосфера поисков и экспериментов художников-единомышленников.
Здесь в литографской мастерской в полной мере раскрылся талант Ермолаева – блестящего колориста и, как сейчас сказали бы, тонкого стилиста. В 1950-е в технике цветной литографии он создает большие серии эстампов «Стадион» (1956-1957) и «Деревня» (1958-1961), а в 1960-е – серию «Символы жизни» (в том числе «Русская мадонна», 1969). Эти литографии первый исследователь творчества Ермолаева – Юрий Русаков назвал «живописью». Свою позицию Ю.Русаков поясняет следующим образом: «Здесь говорится «живопись», ибо, без сомнения, цветные литографии Ермолаева – это произведения живописца, работающего в технике авторской печати и лишь по этому признаку причисляемого к отряду графиков» (4).
Вершиной творчества Ермолаева стали листы серии «Деревня» (1958-1961), в которой впечатления от народного искусства (икона, лубок, примитив, вывеска) переплавились с современным Ермолаеву модернизмом (Пикассо, Матисс, Малевич). Но эти впечатления, столь разные по стилистике и изобразительным средствам, так и остались бы впечатлениями, если бы волей мастера не были трансформированы в четкую и выразительную «систему Ермолаева».
Основу «системы Ермолаева» составила сознательная установка художника на поэтическое преображение действительности и поиск знаков-символов, способных максимально просто и лаконично отобразить идею художника.
Свое творческое кредо Ермолаев формулирует предельно ясно: «Беда наша в том, что в нашем искусстве слишком много натуры. Много сходства с ней. И очень мало поэзии, мечты… Я не хочу никого обманывать, вводить в заблуждение, создавая краской иллюзию природы, человека, вещей. Я стараюсь выявить краску, показывать в сочетании ее цветовую силу, ее материальную прелесть» (5).
Что касается знаково-символической системы, то центральное место в ней занимает «женщина». Но женщина совершенно не материальная и уж тем более не какая-то конкретная женщина, обладающая индивидуальным характером, чертами и т.п. У Ермолаева – это образ женщины, женщина-символ, несущий в зависимости от контекста некую обобщенную вневременную духовную и поэтическую идею или состояние. И то, что в картинах художника, как правило, не одна женщина, а несколько и часто с детьми (но всегда без мужчин!),- лишь подчеркивает обобщенный, соборный характер женщины-символа.
И еще одна ремарка по поводу «Отдыха» (1960). Ермолаев здесь строит композицию на ограниченном круге пластических элементов - овалах и дугах (лики, платки, фигуры, руки, стожки, сама «купольная» композиция), неизбежно отсылающих к «чаше-купольной» системе В.Стерлигова. Но как не нарочито, как органично звучит эта «купольность».
«Разговор» (1961) – чем не жанровая сцена двух соседок, решивших посудачить у окна в перерыве между прополкой грядок и готовкой ужина. Но весь строй картины: устремившаяся к окну женщина (ее лица мы не видим) в достаточно активной (я бы сказал, «земной») синей кофте и зеленой юбке, с одной стороны, и светло-серая фигура с ангельским ликом за окном, с другой стороны, заставляют задуматься о совсем другом содержании разговора. Имя ему Весть. То есть, что-то важное, значительное, вневременное. Может быть, кто-то умер, или родился, или только еще должен родиться? Понятно, что «Благовещения» в советском искусстве 1960-х годов быть не могло. Зато картина есть. Откровение есть. Смирение есть. «Важно произведение художника, – размышляет в своих «Записках» Борис Ермолаев. - В них – он. Его душа. Весь человек. Большой он или маленький. Оригинальный или не оригинальный, Искренний или неискренний. Дело, конечно, не в эстампах. Дело в тех изобразительных кусочках, которые в меру своих способностей, таланта каждый художник отдает людям. Свое сердце, свою душу, свою правду» (5).
«К отцу» (1961, ГРМ) – еще один шедевр Ермолаева, в котором, как ни в каком другом произведении художника, заметен диалог с Малевичем (как тут не вспомнить «Конницу» (1918), «На жатву» (1928) и «Три фигуры» (1930-е) К.Малевича). Не случайно здесь фигуры женщины и девочки даны сзади – красные платки превращаются в «лики». И лишь черная линия борозды за трактором на горизонте отделяет серо-сиреневое небо от данного практически в той же тональности светло-розового поля. Две фигуры с узелками (у женщины – побольше, у девочки - поменьше) неподвижно застыли в ожидании. Они ждут того, кто в крошечном тракторе на горизонте – он дан красной точкой с еще более крошечной кепкой-точкой на голове. Какое редкое и органичное сочетание плоскости и перспективы.
В 1973 году Ермолаев закончил работать в технике цветной литографии, до самой смерти в 1982 году продолжает работать цветным карандашом. Он был одинок, Вера Матюх так вспоминает последние годы жизни художника:
«Когда он умирал, у него не было никого из близких людей, но была очень хорошая медицинская сестра из поликлиники, которая за ним ухаживала. Перед этим у него была персональная выставка, очень много работ купили, и у него была большая сумма денег. Он чувствовал, что деньги пропадут, так как наследников не было, и он предложил ей выйти за него замуж, чтобы она могла получить деньги. Но она отказалась. Она тоже была порядочная, и считала постыдным делать это ради того, чтобы получить деньги. Эти деньги потом перешли в Союз, была выбрана комиссия (Ведерников, Волков, я и другие), которая решила отдать эти деньги в секцию графики, чтобы поддержать молодых художников. Это было хорошо. Он был бы доволен, если бы узнал, что его деньги не улетели на ветер, а пошли на дело»…
Закончить краткий очерк о Борисе Ермолаеве хотелось бы словами Валентина Курдова: «Бориса Николаевича все любили, почитали как фанатично преданного искусству художника, он стал как бы святым старцем… Держался со всеми с достоинством. К искусству относился свято» (6).
Литература:
1. Кононихин Н. Интервью с Верой Матюх, 10 мая 1999 г. Частный архив. Санкт-Петербург.
2. Кононихин Н. Интервью с Леонидом Ткаченко, 10 мая 1999 г. Частный архив. Санкт-Петербург.
3. Мочалов Л. Остров блаженных. Экспериментальная мастерская Петербургского эстампа. Музей Анна Ахматовой в Фонтанном доме. 1985-1995. Буклет к выставке. 1996.
4. Русаков Ю. Борис Ермолаев. Каталог выставки.- Ленинград: Художник РСФСР. 1961.
5. Из «Записок» Б.Н.Ермолаева. Конец 1970-х – до 1982 гг.//Борис Ермолаев. Альманах. Вып.61. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2004.
6. Курдов В.И. Памятные дни и годы. Записки художника. Санкт-Петербург, 1994.
7. Русаков Ю. Борис Николаевич Ермолаев. Каталог.- Ленинград: Художник РСФСР. 1980.
8. Ленинградская станковая литография, 1933-1963 : Из истории экспериментальной графической мастерской ЛОСХа : Каталог выставки / [Составители Козырева Н. М., Липович И. Н. ; Авт. вступ. ст. Козырева Н. М., с. 3-20], 1986.
9. Козырева. Н. Зыбкая поэтика воспоминания//Борис Ермолаев. Альманах. Вып.61. Санкт-Петербург: Palace Editions, 2004.
Николай Кононихин, 05 августа 2013 г.
Леонид Ткаченко. Портрет Бориса Ермолаева. 1969. ГРМ. |