Понятие «современный стиль» вошло в обиход к середине пятидесятых и было закреплено в профессиональном плане публикациями журнала «Декоративное искусство СССР» (издавался с 1957 года). Современный стиль развивался синхронно и в станковом искусстве, и в архитектурной, и в предметной средах, в последней проявившись наиболее мощно. Новое понимание формообразования было основано на опыте советского конструктивизма и интернационального стиля, на осмыслении современных технологий. Сегодня этот этап историки называют советским модернизмом.
Современный стиль, в противовес сталинскому ампиру, предполагал доступность, отсутствие статусности. Старый жизнестроительный лозунг авангарда «искусство в массы» предстал в своем более скромном, одомашненном виде — искусство в каждый дом.
Выставка построена на локальном, ленинградском материале. Особенность ленинградской традиции заключалась в восприимчивости к классическому модернизму в разных его проявлениях: здесь работали и преподавали ученики классиков авангарда, действовали относительно независимые в профессиональном плане художественные производства и мастерские, а также неофициальные художественные группы.
В экспозицию включено более 200 произведений декоративно-прикладного искусства, графики, живописи и скульптуры, в том числе, работы Ивана Годлевского «Портрет молодой дамы» (1959), Сергея Осипова «Иней. Ленинград» (1958), Веры Матюх «Королева бензоколонки» (1964), «На маникюр» (1960), «За весами» (1960-е) и др.