https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Проект «Другой ЛОСХ» в Молодежном центре Эрмитажа

 


4 декабря 2015 г. в 18.30 в Молодежном центре Эрмитажа стартует проект «Другой ЛОСХ: 1960-1980-е. Из коллекций Николая Кононихина и семьи Франц» в рамках программы «Актуальное искусство в Петербурге. Ретроспектива» (куратор София Кудрявцева. Границы ленинградского андеграунда советского времени зыбки и трудно определимы, к нему причисляют художников, имевших разные взгляды на искусство и идеологию,  на свое место в обществе, в котором они жили.

 

Нонконформизм как  неоднозначную, но, безусловно,  яркую страницу в художественной жизни Ленинграда 1950-1980-х годов связывают обычно с группой независимых художников андеграунда, не входивших в единственное официальное творческое объединение – ЛОСХ ( Ленинградское отделение союза художников СССР).Эта монолитная и мощная  государственная структура, идеологически построенная на базе социалистического реализма, предоставляла  своим членам гарантии существования в условиях тотального отсутствия художественного рынка.  Между тем, несмотря на жесткость декларируемых творческих норм и правил, нонконформисты были в составе Союза художников с самого его основания. Рядом с официальными, признанными властью мастерами соцреализма, работали и «другие» художники, участвующие в жизни Союза лишь формально. Многие из них страдали от одиночества, изолированности, непонимания, замыкались в своих творческих поисках, общаясь с узким кругом единомышленников. Лишь в период «хрущевской оттепели» внутри ЛОСХа появились художники, объединившиеся в сплоченные группы, начавшие активную борьбу с консервативной союзовской элитой за право свободного творческого самовыражения. Но эйфория 1960-х сменилась удушающей, лишенной перспектив атмосферой периода застоя. В 1970-1980 –х «другие» в ЛОСХе  должны были сделать выбор – либо свобода творчества в ленинградском андеграунде, либо еще более полная изоляция внутри.

Место независимых мастеров, работавших в рамках официального Союза в этот период, в сравнении с представителями андеграунда, еще недостаточно оценено в петербургском искусстве. В проект Молодежного центра «Актуальное искусство Петербурга. Ретроспектива» включены показы произведений этого круга художников,  мастер-классы, круглые столы и встречи с коллекционерами и критиками.

Экспозицию проекта составили более 60 произведений живописи, графики и скульптуры следующих художников: Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Евгения Байкова, Михаил Беломлинский, Семен Белый, Валерий Ватенин, Ростислав Вовкушевский, Владимир Волков, Лев Вольштейн, Соломон Гершов, Иван Годлевский, Герман Егошин, Борис Ермолаев, Владимир Жуков, Вячеслав Загонек, Александр Игнатьев, Григорий Израилевич, Борис Калаушин, Анатолий Каплан, Майя Копытцева, Борис Корнеев, Валентин Левитин, Владимир Малагис, Вера Матюх, Галина Молчанова, Герта Неменова, Сергей Осипов, Валерий Рабчинский, Борис Стародубцев, Михаил Скуляри, Виктор Тетерин, Леонид Ткаченко, Юрий Тулин, Виталий Тюленев, Любовь Холина.

Программа:

04.12.2015 в 18.30 – открытие экспозиции. Презентация книги Н.Кононихина «Иван Годлевский. Служение искусству».

05.12.2015 в 16.00 – круглый стол «"Другие" художники в официальном искусстве. Ленинградское искусство: 1960-е – 1980-е». Модератор: Станислав Савицкий. Приглашенные: А.Бойко, Н.Ватенина, М.Джигарханян, Г.Ершов, А.Заславский, И.Карасик, Н.Кононихин, С.Кудрявцева, А.Любимова, А.Митин, А.Франц, Л.Франц.

09.12.2015 в 18.30 – лекция Н.Кононихина «Территории "другого" ЛОСХа».

Коллекции:

Анна и Леонид Франц собирают произведения русского искусства. В коллекцию входят работы начиная с 20-х годов прошлого века вплоть до настоящего времени. Коллекция включает в себя живопись, графику, скульптуру, видео и мультимедийные объекты. Основную часть коллекции составляют работы петербургских художников. В январе 2013 г. в отделе Современного искусства Эрмитажа в рамках проекта «Актуальное искусство Петербурга. Ретроспектива» была организована выставка «Простые правила», где были представлены работы из российских и зарубежных частных коллекций. Куратором выставки был Леонид Франц при участии Анны Франц. Из коллекции для выставки было предоставлено свыше 40 работ различных художников, включая, в частности, работы Шолома Шварца, Валентина Громова, Владимира Шагина, Валентины Поваровой, Герты Неменовой и других.

Анна и Леонид Франц были в числе спонсоров публикации каталогов персональных выставок Марии Гороховой и Людмилы Куценко, проходивших в 2012 году в Петербурге в Румянцевском дворце.

Ядро коллекции Николая Кононихина, сформированной в 1990-е годы, составили работы художников «левого» ЛОСХа: учеников А.Осмеркина, группы «одиннадцати», круга Кондратьева, Литографской мастерской и др. Н.Кононихин - куратор выставок осмеркинцев «Памяти учителя» (1997), «Художники круга «одиннадцати»» (1998), «Абстракционизм и общество «Аполлон»» (2001), «Медиа-арт и масс-медиа» (2001), «Советский импрессионизм» (2013), «Ленинградский андеграунд» (2014), а также выставок Б.Корнеева (1997), В.Тюленева (1998), Ю.Ивановой (1998, 2014), А.Чежина (2001), В.Жукова (2013), В.Матюх (2015) и др.

Н.Кононихин - автор книги «Иван Годлевский. Служение искусству» (2015), циклов лекций «Искусство глазами коллекционера», «Внутри искусства» в Русском музее, «Павел Кондратьев и художники его круга» в Музее Петербургского авангарда (Дом Матюшина).

Молодежный центр Государственного Эрмитажа

Здание Главного штаба, наб.реки Мойки, 47, III этаж.

(812) 495-71-92

   
https://www.traditionrolex.com/24