Поиск

Николай Кононихин. Иван Годлевский. Служение искусству. – СПб.: 2015

 

Николай Кононихин. Иван Годлевский. Служение искусству. – СПб.: 2015. – 96 с.: илл.

Часто человек, особенно художник,  в узловые моменты жизни оказывается перед выбором: успешная карьера и благополучный быт, или муки творчества и отложенное признание, часто – увы - после смерти. Художник Иван Годлевский (1908-1998) прошел через эти испытания.

 

Закончив в 1949 году Академию художеств, быстро стал успешным преподавателем, парторгом и председателем Секции живописи ЛОСХ, т.е. «службистом от искусства». В 1955 году все бросает и полностью отдается служению искусству. С 1991 по 1996 год во Франции, Австрии, Германии, Швейцарии и др. прошли персональные выставки художника.

В книге впервые публикуется обширный пласт документов из архива Годлевского за 1940-е – 1980-е годы. Письма жене и дочери, рукописи статей и выступлений против «абстрактно-метафизического» метода преподавания в Академии художеств, книги отзывов  и обсуждения выставок позволяют «кожей» ощутить атмосферу сталинской борьбы с космополитизмом, хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя».

Книга издана по инициативе Галины Годлевской и Марины Смирновой, дочери и внучки художника. Большинство из 100 иллюстраций – произведения живописи, графики, архивные фотографии – публикуются впервые.

Николай Кононихин: «Целью издания была «книга для чтения», в которой творчество художника и личность человека Ивана Годлевского проступали бы сквозь документы эпохи. Это письма к жене и дочери, записки и выступления в Союзе художников, критика Академии художеств и письмо секретарю КПСС... Обсуждения выставок Годлевского, книги отзывов посетителей передают атмосферу «оттепели», надежд, споров, сомнений, за которыми неизбежно стоит осознание миссии художника – служение искусству».

Ильдар Галеев (Галеев-Галерея): «Годлевский - один из лучших колористов поколения и очень хорошо понял Матисса, в отличие от тех, кто пытался его имитировать. Хорошо, если вы дадите возможность вспомнить его еще раз, он недооцененный художник. Красный домик - если он будет на обложке - вообще шедевр».

Александр Боровский (Государственный Русский музей): «Воистину, художник оттепели! Годлевский достигает пика условности живописного языка. Это касается как колорита, так и собственно пластики».

«Иван Год­левский жил в трудное время, достаточно суровое к нему. Однако он был «неисправимым цветолюбом», не изменившим этой своей любви».

Владимир Каплунов (эксперт по русскому искусству ХХ века): «Годлевский внёс свой значительный вклад в развитие традиций русского импрессионизма».

«В отличие от многих советских художников, он был исключительно честен в отношениях с искус­ством и никогда не изменял своим художественным принципам. В своем дневнике он писал, что творче­ство — это путь к абсолютному счастью и единствен­ный смысл жизни».

Справки о наличии книги по: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.