Большинство из них ныне признанные классики, но есть и незаслуженно забытые. Личный взгляд коллекционера, его система ценностей позволяет вернуть их в сферу зрительского и профессионального внимания.
Структура книги, освещающая разные школы, группы и объединения, призвана не то что бы разрушить оппозицию «официальное - неофициальное», но показать искусство Ленинграда в его богатстве, многообразии и развитии: от импрессионизма до абстракции. Отсюда и разделы книги: «Советский импрессионизм», «Ленинградские ученики «Бубнового валета»», «Группа «одиннадцати»», «Ленинградская литография», «Круг Павла Кондратьева», «Общество «Аполлон»», «Неофициальное искусство».
Специальный «герой» книги – нонконформизм. Постоянный гость в доме неофициального искусства, он реже приходил в мастерские к официальным художникам, в основном – «левого» ЛОСХа. Тем и интересен. Нонконформизм проявился в творчестве учеников А.Осмеркина (Иван Годлевский), группы «одиннадцати» (Валерий Ватенин, Герман Егошин, Виталий Тюленев), круга Павла Кондратьева (Владимир Волков, Валентина Поварова, сам Кондратьев), общества «Аполлон» (Борис Калаушин, Григорий Израилевич, Ростислав Вовкушевский, Борис Стародубцев). «Рассадником вольнодумства», «государством в государстве», «оазисом» и «островом блаженных» называли Литографскую мастерскую. Там в советское время собрались «старики» - авангардисты Александр Ведерников, Борис Ермолаев, и их последователи Вера Матюх, Александр Агабеков, Владимир Видерман. Герта Неменова была кумиром неофициальных писателей, поэтов, художников.
Александр Боровский, Государственный Русский музей:
«Николай Кононихин – собиратель и пропагандист ленинградского искусства второй половины ХХ века, в этой книге предстаёт и как исследователь графики этого периода. Этот материал далеко не так исследован, как, скажем, авангард. Здесь есть ещё много сюрпризов и неожиданностей. Одно дело – искать конвенционально признанное, оцененное, в прямом и переносном смысле, собирательским миром. Другое – следовать собственному эстетическому чутью, самому участвовать в выработке ценностей, рисковать, разыскивая и собирая артефакты, убеждая в том, что они просто обязаны войти в историю искусства.
Кононихин глубоко погружен в материал, который он открыл для себя, осмыслил по-своему и постарался систематизировать, ввести в исторический и культурный контекст. Впрочем, сюжеты искусствопонимания соединены в этой книжке с сюжетами собирательского поиска, личного общения с художниками, истории формирования своих взглядов и предпочтений. Собиратель, человек технического склада и образования, искусствоведчески и творчески растёт вместе со своей коллекцией, этот процесс, запечатленный в книге, сам по себе интересен».
Об авторе:
Николай Кононихин - искусствовед, куратор, коллекционер, член Союза художников России. Автор книг «Иван Годлевский. Служение искусству» (2015), «Разговоры с Владимиром Жуковым» (2016), «Ленинградская литография. Место встречи» (2017, совместно с М.Шток), «Владимир Жуков. В круге Павла Кондратьева» (2018), «Вера Матюх. Эксперименты» (2018). Автор циклов лекций «Искусство глазами коллекционера», «Внутри искусства» в Русском музее, «Павел Кондратьев и художники его круга», «Ленинградская литография» в Музее Петербургского авангарда (Дом Матюшина), «От левого ЛОСХа до нонконформизма» на «Пушкинской-10», «Традиции модернизма в России», «Границы искусства» в МИСП.
Справки о наличии книги по: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.