https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Лекция «Валерий Ватенин. «Довольно обольщаться»» в Русском музее

 

6 декабря в 18.00 в Лектории Русского музея состоится лекция Николая Кононихина «Валерий Ватенин. «Довольно обольщаться». Лидер группы «одиннадцати»», которая пройдет в рамках цикла «Искусство глазами коллекционера. Имена» (Абонемент №14).

 

Всякий раз, обращаясь к Валерию Ватенину (1933-1977) – одному из лидеров группы «одиннадцати» - поражаюсь интенсивности, спрессованности жизни и творчества художника. То, на что у других художников уходили долгие годы и десятилетия, у него занимало лишь малый, как будто заранее отмеренный отрезок времени. 44 года жизни, из которых чуть ли не 30 лет творчества, оставили нам наследие, по масштабности и глубине  соизмеримое с наследием крупнейших мастеров русского и советского искусства.

Детство Валерия Ватенина пришлось на годы войны. Очень рано повзрослевший (эвакуация, бомбежки, тяжелый физический труд в годы войны, послевоенное голодное детство) и очень рано осознавший свое предназначение. В 1944 году в письме из эвакуации он пишет маме: «Я сейчас занимаюсь рисованием, но природа здесь небогатая, краски и кисточки никуда не годятся, бумаги мало… я коплю открытки с картин великих художников, но их здесь нет. Если можешь, то пошли открыток, например, с картин Репина, Саврасова, Левитана, Веласкеса, Веронезе и т.д.».  Вполне зрелые суждения и указания человека, которому едва исполнилось 11 лет. В 14 лет Ватенин поступает в Таврическое художественное училище (1947-1952), в 20 лет - в Академию художеств (1953-1959, Институт имени Репина).

Середина 1960-х годов – время поисков и освоения новых пластических форм. «Следом за Сезанном, - пишет Наталия Ватенина, - шли кубисты Жорж Брак и Пабло Пикассо… Кубизм давал наиболее важные уроки пластической цельности произведения. Художник учился этой отлаженной пригнанности предметов друг к другу в их зависимости от окружения. Фон как таковой перестает существовать и в портрете, и в натюрморте».

Натюрморт с цепью» (1965) - своеобразный гимн страстному увлечению Ватенина мотоциклом, страсти, ставшей для художника роковой (в 1977 году он погиб в автомобильной аварии). Свой первый мотоцикл он купил в 1965 году (помимо заработка ремеслом пришлось подрабатывать грузчиком для достижения заветной цели). Гаража у него не было, поэтому мотоцикл с ревом и дымом взлетал по узкой лестнице на четвертый этаж дома на улице Петра Лаврова (ныне Фурштадтская). И первое, что сделал Ватенин после покупки – это до винтика разобрал мотоцикл. Именно этот момент он зафиксировал в «Натюрморте с цепью». Говоря «момент», скорее всего, можно понимать буквально: вряд ли художник специально готовился сделать портрет своего любимца, да еще в таком разобранном виде. Скорее всего, это был импульс. В пользу этого говорит явно видавший виды старый холст, прохудившийся в нескольких местах (дыры заклеены газетой, затем холст загрунтован), и оказавшийся под рукой.

В конце 1960-х годов Ватенин создает произведения «Субботний вечер на Онеге» (1967, Русский музей), «Первое мая в Пскове» (1968, Омский музей), Автопортрет «Житие живописца Ватенина» (1968, 1973, ЦВЗ «Манеж»), «В саду» (1969) и др., которые позволяют говорить, что художник нашел свое собственное неповторимое лицо в искусстве. «Это время и было, - вспоминал позже Ватенин, -  выяснением своего собственного языка, что же я хочу сказать и как это сделать. Вначале были подражания разным мастерам, я бы сказал, это продолжался процесс учебы, я тогда не знал, где подражание, а где нет. Потом мне кто-то сказал: вот на этой работе появился ты. Я сказал: «Ну ладно, пусть буду я»».

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.

NikolayGallery.ru , тел. 8-911-9091499.

https://www.traditionrolex.com/24