https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Беседа «Акционизм и провокация (искусство и политика)» в Русском музее

 

7 ноября 2019 в 19.00 в Лектории Русского музея состоится встреча-беседа Николая Кононихина на тему «Акционизм и провокация (искусство и политика)» в рамках цикля "Границы искусства" (Абонемент №24).

Родителями «акционизма» и его собратьев «перформанса» и «хеппенинга» были театр, предполагавший контакт исполнителя со зрителем, и концептуальное искусство, выдвинувшее на первый план не эстетическую красоту, а интеллектуальную идею – концепт. Не обошлось правда без пагубного влияния «плохих друзей» - политики и масс-медиа, приучивших новичков к «дурному» - скандалу, провокации и симуляции «резонансных» событий.

 

Основы перформанса заложили итальянские и русские футуристы, деятели Дада и сюрреализма. Но сам термин возник в США благодаря практике Алана Капроу. Джексон Поллок перенес акцент с произведения на процесс его исполнения и фигуру художника – его жест. Эстафету Поллока в Европе подхватил Ив Кляйн, заменив тело художника – телом женщины, причем обнаженным. Расцвет перформанса начинается с конца 1960-х и связан с именами Шарлотты Мурман и Нам Джун Пайка, Вали Экспорт и Петра Вайбель, Марины Абрамович и Улайя.

Радикальный акционизм родился в 1960-е годы в Вене и, в отличие от Флуксуса, шокировал своей деструктивностью, где обнаженное тело, кровь, экскрименты, публичные жертвоприношения животных вошли в обычный арсенал художника. В России акционизм изначально был связан с движением гражданского сопротивления. Самый яркий пример – акция Юлия Рыбакова и Олега Волкова «Вы распинаете свободу, но душа человека не знает оков» (1976) на стене Петропавловской крепости.

Первые акции московских акционистов связаны с деятельностью в 1970-е групп «Коллективные действия», «Гнездо» и «Мухомор». Но расцвет приходится на 1990-е и связан с деятельностью Анатолия Осмоловского и Олега Кулика, Авдея Тер-Оганьяна и Олега Мавромати. Дальнейшая практика акционизма настолько сливается с политической провокацией (группа «Война», Пусси Райот, Петр Павленский), что ставит под сомнение художественную составляющую этих действий, хотя и у них были яркие художественные жесты: «Кокон» Павленского и «Фаллос» на Литейном мосту группы «Война».

Питерский акционизм почти избежал политической ангажированности, по крайней мене в акциях Товарищества «Новые тупые», практике Глюкли и Цапли, действиях Центра тяжелого искусства и «Дрэли Куда Попало».

Сегодня практику художественного акционизма присваивают себе политики и депутаты. Так, например, Виталий Милонов – участник акции крестного хода вокруг Исаакиевского собора - утверждает: «мне, как художнику, акционисту близка эта тема (искуссства). Я считаю, что депутат должен быть художником. Если ты не творишь, если у тебя не рождаются какие-то мысли, идеи».

Лекторий Государственного Русского музея, Михайловский замок, Садовая ул., 2.

Тел. 570-52-23, 570-56-91.

Николай Кононихин , тел. 8-911-9091499.

https://www.traditionrolex.com/24