Проект Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки” известного петербургского философа и художника Валерия Савчука возрождает жанр эпитафии в клубном кибер-сообществе петербургских интеллектуалов.
Проект проблематизирует целый ряд аспектов: политический (протест против прихода на Литераторские мостки “денежных” мешков), социальный (потеря человеком самоидентификации), художественный (акция, эстетизирующая смерть), институциональный (“кладбище” как музей современной культуры), коммуникативный (сетевое сообщество художественной публики) и др.
Используя метафору кладбища, Савчук инсценирует атмосферу художественного сообщества петербургских интеллектуалов, сложившегося в Галерее “Борей” и на Пушкинской-10. Однако виртуальные “посиделки” на “надгробиях” в реальной галерее трансформируются в киберпространстве в репрезентацию интеллектуального и духовного (со)общества Сети. Виртуальное кладбище становится метафорой “мистической общины”, “art community” (Б.Гройс). | |
Презентация в Манеже, |
Уплотненность на реальном кладбище разных людей, собранных чужой волей в специально для этого уготованном месте, - все это рождает ассоциации с “коммуналкой” Ильи Кабакова. В таком формальном аспекте можно говорить о кладбище как о коммунальной квартире. Если же обратиться к понятию “коммунальное” как “неподконтрольная сторона коммуникации”, то становится понятным, что для реального кладбища такая коммунальность уже не грозит, так как там отсутствует коммуникация. Но “коммунальность” Гройса-Нанси не грозит и виртуальному кладбищу, где отсутствует “неподконтрольность” образа человека, которая и рождает “выставленность” человека в коммунальном.
Перенос “кладбища” в киберпространство привносит “реальное” в “виртуальное” и рождает метафору бессмертия, перенося и эстетически обживая и обустраивая в Сети “дела земные”. При этом кибернетическая эстетика виртуального кладбища (печатные платы вместо участков, мониторы вместо надгробий) одновременно дистанцируется от реального кладбища и утверждает новое сетевое сообщество как новую реальность, лежащую вне традиционных представлений о жизни и смерти. Реальное кладбище всегда было символом конечности человека, но и символом его последнего пристанища. Угроза атомной войны и гибели музеев рождает страх окончательной гибели человека. В этих условиях виртуальное кладбище - собрание эпитафий и текстов - возрождает иллюзию бессмертия в форме “бесконечного текста” (Деррида), иллюзию “на бесконечное существование за пределами личной смерти. |
|
Мобилизационный пункт на Пушкинской-10 |
Таким образом, виртуальное кладбище - это и музей, и кибер-община, и часть “бесконечного текста”, и область “внесмертия” - сетевое кладбище будушего. “Развейте мой прах по Сети”, - такие распоряжения будут оставлять после себя сетевые литераторы, художники, программисты.
Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки” (студия “Арт Медиа”), автор проекта Валерий Савчук, сетевой куратор Николай Кононихин.1999 г. |
И чем как ни памятниками являются разбросанные сегодня по Сети их статьи, картины, проекты и Web-страницы?
Николай Кононихин
Первая публикация: Николай Кононихин. Виртуальное кладбище “Новые Литераторские мостки” (www.artmedia.pl.ru/kladb), студия “Арт Медиа”, Петербург, 1999 г.
См.также:
Фигуры Танатоса. Философский альманах. Шестой выпуск. Кладбище. СПб., 2001. http://anthropology.ru/ru/texts/kononih/komunal.html