https://www.traditionrolex.com/24

Поиск

Вера Матюх и традиции русского авангарда

 

Вера Федоровна Матюх (1910-2003) наиболее органично впитала традиции русского авангарда, поскольку получила их практически из первых рук. Сначала от Василия Ермилова в годы обучения в Харьковском художественном институте (1926-1930). Затем в 1930-е годы в Ленинграде от Л.Юдина, К.Рождественского, П.Кондратьева, Э.Криммера – учеников Матюшина, Филонова, Малевича (она видела похороны Малевича в 1935 году – траурную процессию на Невском проспекте). Потом в Экспериментальной литографской мастерской от Г.Верейского, Н.Тырсы, В.Конашевича, Кругликовой (1935-1941), а после войны – работая бок о бок с такими мастерами как А.Ведерников, А.Каплан, Б.Ермолаев (1950-1980-е).

 

 

Она общалась с А.Порет, Т.Глебовой, В.Стерлиговым, Н.Костровым. С Павлом Кондратьевым у нее всю жизнь было дружеские и глубоко личные отношения. Его роль наставника трудно переоценить в формировании В.Матюх как художника. Ее конструктивно построенные и ритмически экспрессивные акварели и литографии стали достойным украшением выставок Общества «Аполлон», посвященным истории русского авангарда (1992-1999).

Вера Матюх родилась в Берлине в 1910 году, где ее отец, петербургский студент-революционер, скрывался от царской полиции, и детские годы провела в Германии у бабушки с дедушкой по линии матери. Ее родители долго пытались найти себе подходящее место в Европе и почти осели в Париже, но, по словам ее матери, «не для того она выходила замуж за русского, чтобы сидеть в таком дурацком городе как Париж» (1). Ее выбор остановился на Харькове, в то время столице Украины, который показался ей «маленькой Москвой».

В 1924 году Вера Матюх едет «на минуточку» навестить родителей в Харьков и остается в России на всю жизнь. В Харькове после окончания профшколы она поступает в Художественный институт и попадает в мастерскую Василия Ермилова – крупнейшего представителя украинского авангарда, занятия у которого определили вектор ее будущих поисков в направлении констуктивно-ритмической пластики.

Вера Матюх. Сельская команда. 1969.  

Не случайно, наверное, приехав в 1931 году в Ленинград, она знакомится с П.Кондратьевым, Л.Юдиным, К.Рождественским, Ж.Криммером, Т.Певзнером, а позже с А.Порет, Т.Глебовой, В.Стерлиговым, Н.Костровым, которые учились у Матюшина, Филонова, Малевича, и ассоциируются сегодня у нас со вторым поколением авангардистов, передавшим эстафету авангарда от своих учителей – художникам послевоенного поколения.

1930-е годы Вера Матюх вспоминает как очень веселое время. Искусство было на теннисных кортах, на катке, на лыжах, на танцах, и, конечно, в Горкоме (Городской комитет ИЗО работников на углу Герцена и Кирпичного пер.), где были занятия по рисунку, выставки, лекции, встречи, экскурсии, спорт, и, главное, танцы. «Юдин и Кондратьев, - вспоминает Матюх, - так были увлечены танцами. Мы танцевали, танцевали без конца» (1). Она жила рядом с Горкомом на углу улицы Герцена и Невского проспекта и у нее часто оставался ночевать затанцевавшийся Юдин со своими знакомыми. «Для меня, - продолжает она, - это было время танцев, веселья. Но у Кондратьева в то время основным в жизни было искусство, также, как и у его тогдашних друзей» (1). «Позже, когда я увидела их записки по искусству, - признается Матюх, - поняла, что я-то была дуррой в то время и только танцевала, а они писали такие интересные вещи, которые я спустя 20-30 лет читала с большим увлечением и удивлением. Мне казалось, что они такие же дурачки как я, а они оказались очень образованными и интересными художниками» (1).
Вера Матюх. В лавке жестянщика. 1972.  

В 1935 году Т.Певзнер приводит ее в недавно открывшуюся Экспериментальную литографскую мастерскую, молодежную группу в которой вели Г.Верейский, Н.Тырса, В.Конашевич, Кругликова. Одновременно с Т.Певзнером и В.Матюх там работали Э.Криммер, Ю.Сырнев, Л.Тимошенко (3). Молодые художники вместе осваивали новую технику, вместе отдыхали и веселились.

Годы войны не оказались потерянными для Матюх в творческом плане. В первую – самую страшную – блокадную зиму ее расстраивает то, что необходимость «добычи» корма для грудного ребенка (съели 8 кошек) «отняли у меня возможность участвовать в «Войне»: копать, дежурить на крышах и, главное, рисовать на улицах. Город был красив, как никогда» (2).

Вырвавшись в 1942 году из блокадного Ленинграда и оказавшись в Казани, а потом в Москве, где она повторно вступает в Союз художников, она много рисует, осваивает новые пластические приемы. Огромную помощь оказала ей переписка с Кондратьевым, в которой художник формулирует основы ритмического - «мускульного» - метода пластической организации рисунка. «Попробуйте, - советует он, -  рисовать мускульным ритмом (если  можно это так назвать). Я имею в виду, чтобы рисунок шел скорее от мускульного ощущения ритма… , а не от рассматривания предмета. Когда Вы почувствуете, как струятся линии, как бы единый их поток, у Вас сразу дело пойдет лучше. И Вы убедитесь, что оказывается очень много в предмете и не надо рисовать. Все, что будет мешать этому потоку, отбрасывайте. Пусть предмет нарушится. Это не важно. Важно, чтобы Вы почувствовали вот этот струистый поток линий. Это сразу поставит Ваш рисунок на пластическую основу и даст пластическую структуру рисунку» (4).
Вера Матюх. За грибами. 1984.  

В 1950-е годы она продолжает работать Литографской мастерской, где тогда собралась блестящая компания художников: А.Ведерников, А.Каплан, Б.Ермолаев, М.Скуляри, Г.Неменова, А.Латаш, А.Якобсон, а позже Г.Израилевич, В.Вильнер, А.Агабеков и другие. «Там сложилась очень хорошая среда. Художники вместе работали, дружили, ходили друг к другу в гости, их объединяло одинаково увлеченное отношение к искусству» (1).

Приехавший в 1960 году в Ленинград Эрик Эсторик, владелец Grosvenor Gallery в Лондоне, был поражен увиденным, приобрел в Литографской мастерской около двухсот литографий и на следующий год провел в своей галерее великолепную выставку графических работ 27 ленинградских художников, включая Матюх (5). Выставка имела в Лондоне колоссальный успех и целый ряд восторженных откликов в английской прессе (6-8).

В Grosvenor Gallery Матюх была представлена семью литографиями: «С лыж (девушка в поезде)», «Лыжники», «Девушка в плаще», «На маникюр», «Ожидание», «Девушка», «На матче», которые хорошо предают романтику послевоенных лет (лыжи, стадион, танцы, парикмахерская, свидания) и объясняют интерес к жанровым сценам и каким-то повседневным, часто бытовым, деталям. В конце 1960-х Матюх привлекают семейные сцены («Разговор», 1967), вечерние посиделки с гитарой («Вечер», 1967), лихие деревенские танцы («Танец», 1969) или деревенские мальчишки-футболисты («Сельская команда», 1969). Лирический характер этих работ сочетается с нарастающей пластической дисциплиной, наблюденное, «случайное», все более органично сочетается с обобщениями (3).

Вера Матюх. Гадалка. 1971.  

Освоив литографский опыт «живописного рисунка» Ведерникова и Ермолаева, Матюх в начале 1970-х годов снова возвращается к своим первым учителям Василию Ермилову и Павлу Кондратьеву. Традиционный рисунок уступает место поискам современных пластических элементов на основе конструктивно-кубистических традиций Ермилова и новых «дугообразных» пластических элементов Кондратьева-Стерлигова в сочетании с единой ритмической организацией пространства.

Этой упругой «дугообразной» ритмике рисунка подчинены акварели: «Гадалка» (1971), «Улица в Самарканде» (1974), «На пляже» (1979) и литографии восточной серии (1972): «В гостях у агронома», «В лавке жестянщика», «Базар в Ургуте», а также литографии «Невеста» (1976), «Семья» (1977), «Старики с внуком» (1977) и др.

В 1980-е Матюх еще больше усиливает констуктивно-ритмический характер своих работ, сочетая кубистические конструкции с упругой динамикой кривых линий. Жанровые сцены приближаются к абстрактным композициям, в которых линия (или структура линий) отражает «характерное» уже не одного предмета, а всей сцены целиком. Собственно, и сама «сцена» уступает место «кадру» или пласту мозаики, в которой отпечатались фигурки детей под сеткой дождя («Лужи», 1981), силуэты усталых женских спин в очередях («Наши мадонны», 1984) или скорбные фигуры блокадниц («Блокада», 1981).

Вера Матюх. Лужи. 1981.  

 

Одной из лучших работ этого периода стала композиция «Женщина кормит птиц» (1984), в которой и старушка, и птицы, и само пространство – единое пластическое целое, выполненное практически без использования прямых линий, но несущее отчетливый отпечаток формо- и ритмообразующей структуры.

Такое свободное владение различными формообразующими пластическими элементами (прямоугольными, криволинейными, дугообразными), варьируемыми в зависимости от характера объекта изображения, мы находим в литографиях: «Портрет Г.Молчановой» (1981), «За грибами» (1984), «Портрет В.Волкова» (1989). Использование овальной – «бутонной» - композиции («Наши мадонны», 1984, «Любить все живое», 1986, «Художники на улице», 1996) усиливает пластическую целостность работ и придает им сильное духовное звучание, восходящее к древнерусской иконе и соборной фресковой живописи. Измученные женщины в очередях становятся мадоннами, уличные художники – монахами-иконописцами, а молодая мать – Богоматерью.

Жесткое время перестройки и пост-советского беспредела потребовали от художника и «жестких» пластических элементов. Кривая, овал, дуга полностью исчезают. На смену им приходят прямые, угловатые, рубленые формы в сочетании с холодной серо-голубой и контрастно-агрессивной тональностью, подчеркивающей скрытую или явную экспрессию конструктивно-ритмических почти абстрактных композиций. Так, в конце 1990-х рождается блестящая серия акварелей «Ритмы улицы» (1998), в которых неприкрытая проза жизни («Акт протеста», «Бомж», «Остановка автобуса», «Рынок») сочетается с удивительным лиризмом и гармонией.

Вера Матюх. Портрет В.Волкова. 1989.  

Вера Матюх являет уникальный пример органики авангардной стилистики изобразительных средств и современных сюжетно-проблематийных атрибутов нашей жизни. Она не просто получила это качество от своих учителей, но прошла долгий путь самоидентификации и роста, не остановилась на «профессиональном» мастерстве и стала крупным художником со своей оригинальной пластикой и духовной гармонией.

Литература:

1. Кононихин Н.Ю. Интервью с Верой Матюх, 10.05.1999 г./ Художники общества «Аполлон». Второй русский авангард. CD-ROM, Санкт-Петербург, 1999.

2. Матюх В.Ф. Воспоминания о П.М.Кондратьеве, 06.06.1999 г., частный архив, Санкт-Петербург.

3. Вера Матюх. Каталог выставки в галерее "Аполлон". Санкт-Петербург, 1997.

4. Военные письма П.Кондратьева – В.Матюх (письмо 22 апреля 1944 г.), расшифровка Н.Кононихина, частный архив, Санкт-Петербург.

5. Lithographs by twenty-seven Soviet Artists, London: Grosvenor Gallery, 1961.

6. Horace Shipp, Graphic Art from U.S.S.R. An Exhibition at the Grosvenor Gallery, Apollo, May 1961.

7. Richard Retlaw, The Vitality of Leningrad Lithographers, The Connoisseur, May 1961.

8. Julian Trevelyan, Russian Art for Western Collectors, London: Studio, June 1961.

Николай Кононихин, Июль 1999 г.

Впервые опубликовано: Кононихин Н.Ю. Вера Федоровна Матюх/ Художники общества «Аполлон». Второй русский авангард. CD-ROM, Санкт-Петербург, 1999.

https://www.traditionrolex.com/24