26 октября 1999 г. в ALT Галерее 103 на Пушкинской-10 состоялся доклад Николая Кононихина «Виртуальный музей современного искусства - новая реальность?». В рамках семинара «Маргинальная/академическая мысль и современное искусство: стратегии узнавания» (куратор Валерий Савчук). В обсуждении доклада приняли участие Сергей Ковальский, Марина Колдобская, Максим Райскин, Игорь Хадиков, Александр Говорунов.
Поводом к докладу и обсуждению темы виртуального музея стал запущенный студией Арт Медиа в феврале 1999 г. в сети интернет Музей современного искусства Санкт-Петербурга (1940-1990-е).
Валерий Савчук: Друзья, я рад, что преодолев дождь и естественное для осени желание забиться в теплый угол мы вновь собрались на нашем семинаре. Сегодня мы будем обсуждать тему, название которой вы все видели и все знаете. Несмотря на то, что на семинаре выступало достаточно много людей и в том числе музейных работников, как, например, присутствующая здесь Марина Колдобская, Алексей Курбановский (Русский музей) или бывшие музейные работники Андрей Хлобыстин и Алла Митрофанова непосредственно, прямо тема музея на подымалась. Однако музеефицирование и хранение современного искусства — несомненно, серьезная проблема.
Тема музея стала особенно актуальной в ХХ веке, так как главные и основные художественные направления в этот период заявили себя как антимузейные. Мне припомнинается фраза Бюнюэля из его книги "Бюнюэль о Бюнюэле": "мысль взорвать и сжечь музей приходила ко мне часто, а создать - ни разу". Во всяком случае искушенной публике нет нужды напоминать о том, что феномен музея возник не так уж давно в эпоху Возрождения. Тогда впервые искусство было заключено в рамку, появилась возможность переносить из одного замка, палаццо в другой, а затем собирать его в музее. Позже пришло осознание, что музей есть единственная инстанция сохранения художника в вечности. Музей стал траковаться как единственная институция, где существует общественно признанная иерархия, каталогизация, хранение, как место где искусство противопоставлено быту, суете и разрушению. Музей воспринимался как идеальное пространство, где художник мог сохранить себя в вечности. И вдруг в ХХ веке нападки на музей как на буржуазную институцию, как буржуазный продукт, как пособник капитала - стали ведущей темой и главной тенденцией радикальных течений искусства ХХ века.
Это с одной стороны. С другой — сама жизнь ставит вопрос о появлении новых форм музея. Несмотря на перманентный отказ от музея возникают музеи тех, кто боролся с музеями. Затем возникает неизвестная в музейном деле форма музея - виртуальный музей, интернет-музей, представитель которого Николай Кононихин, куратор музея, расскажет о всевозможных проблемах осмысления, метафизике и идеях, которые там заложены. Я вижу в виртуальном музее удивительно парадоксальные следствия, работающие сразу на обе позиции, то есть на позицию разрушения музея, как некую противопоставленность и выделенность, то есть этот музей может быть приближен к тебе, принесен домой и искусство снова вытаскивается из рамок, - так, как оно создавалось для храмов, для площади, для конкретного здания, конкретного хозяина и т.д. С другой стороны, это еще большая степень дистанцированности, еще большая степень идеализации, еще большая степень отрыва искусства от контекста, т.е. то что Вирилье назвал дислокацией искусства. Я подозреваю, что у Николая Кононихина — куратора музея и сегодняшнего докладчика — свои сюжеты и свои соображения на этот счет. Я призываю не остаться равнодушним, включиться в обсуждение и, тем самым, сделать состоятельным наше сегодняшнее заседание. Спасибо всем.
Николай Кононихин: В художественных ресурсах России появился новый сайт: "Музей современного искусства Санкт-Петербурга: 1940 - 1990-е" (www.artmedia.pl.ru), созданный питерской фирмой АРТ МЕДИА весной 1999 года.
Это действительно виртуальный музей. И здесь важны оба слова. "Виртуальный", поскольку такого музея физически, а лучше сказать - организационно, в Петербурге еще не существует. "Музей", потому что это все-таки музей, хоть и экспонируемый в сети Интернет, но основанный на реальной коллекции и проводящий выставки петербургских художников. Этим он кардинально отличается от "музеев" почитателей Ван-Гога или Сальвадора Дали, черпающих информацию из всевозможных первоисточников. В этом смысле виртуальный музей сам является первоисточником...
При кажущейся аналогии с обычным музеем виртуальный музей (ВМ) - несомненно, новая реальность, выходящая за рамки традиционного представления о реальном музее (РМ) с его ПОСТОЯННОЙ экспозицией и ВРЕМЕННЫМИ выставками, так как экспозиция ВМ постоянна лишь в своем развитии, а время "работы" выставок может исчисляться годами, и их количество, как правило, регламентировано не количественными категориями, а соображениями концептуальными, связанными с появлением новой идеи, интересного проекта или желанием показать художника с новой, неведомой ранее зрителю (и, может быть, самому художнику) стороны.
Зритель "посещает" ВМ на своем домашнем компьютере. Это не воскресный выход с семьей в Эрмитаж, не вернисаж в Мраморном дворце, не шумная тусовка на Пушкинской, 10. В ВМ вы не "прикоснетесь" взглядом к "живым" картинам, не вольетесь в контекст музея, не станете участником... Участником чего? Действия, происходящего на сцене, или зрительской аудитории, находящейся в зале? Появление театра, а позже кинематографа не убавило интереса к книге, потому что несмотря на материальность и публичность первых только с книгой человек по-настоящему погружается в "новую реальность" произведения, "реальность", которую он сам воссоздает в своем сознании. Так же и с ВМ, с которым он общается один на один и устанавливает с ним личные и вполне доверительные отношения (полный текст доклада).
После окончания доклада Дмитрий Виноградов, разработчик сайта, продемонстрировал ВМ на компьютере и предложил задавать вопросы.
Игорь Хадиков: Я не очень понимаю, почему Вы, с одной стороны, связывате, а, с другой стороны, разделяете реальное существование коллекции и факт существования виртуального музея. В связи с этим у меня вопрос: "Насколько Вы готовы к сотрудничеству именно в плане информационной открытости?"
Н.К.: На самом деле - это разные реальности. ВМ - это реальность, которая не тождественна коллекции. Теперь о том, что касается открытости. Если Вы посмотрите, например, выставки Борисова, Жукова, Шагина или Ивановой (по 40-60 работ каждая), то увидите, что это не есть фонды ВМ, не есть коллекция - это есть "монографические выставки" о художниках, работы для которых были получены от художников, от коллекционеров и из музея. В этом отношении мы открыты.
И.Х.: В связи с тем, что сейчас будет делаться сайт Пушкинской, вернее, кардинально переделываться, есть ли у Вас конкретная политика по поводу Пушкинской?
Н.К.: Мы открыты для любых совместных проектов. Любая выставка, которая проводится или планируется на Пушкинской, может быть представлена на сайте ВМ. Наоборот, на сайте Пушкинской мы с радостью сделаем выставку из фондов нашего ВМ.
Александр Говорунов: Речь шла о достоинствах ВМ, неужели у него нет недостатков?
Н.К.: По сравнению с реальным музеем у ВМ есть недостатки, и я их уже определил в докладе. Но у ВМ как у новой реальности недостатков нет по одной простой причине - с чем Вы прадлагаете сравнивать?
А.Г.: С реальностью.
Н.К.: Дело в том, что этот компьютер является реальностью, и интернет, несмотря на то, что там что-то шуршит, тоже является реальностью. Поэтому и ВМ тоже является реальностью, но эта реальность другая, нежели традиционные музеи.
И.Х.: В реальности существует огромное количество музейных сайтов. Если с ними сравнивать, то, на мой взгляд, это очень удачный пример в технологическом смысле, потому что он достаточно хорошо структурирован.
В.С.: По поводу концепции. Я не увидел среди современного искусства С.-Петербурга акционизма, он как-то присутствует в вашем музее? Либо в силу вашей концепции он не подпадает ни под "искусство", ни под "современное", ни под сферу ваших интересов, ни под сферу вашей эстетики и, вообще, это не есть то, что можно музеефицировать, каталогизировать и каким-то образом репрезентировать в вашем музее?
Н.К.: Это принципиальный вопрос, который относится не только к акционизму, но и ко многому другому. Дело в том, что мы не пытались создать энциклопедию современного искусства, где всё было бы учтено, и ничто не было бы забыто. ВМ - это развивающийся организм. Если завтра появится конкретный проект, где будет фигурировать проблематика акционизма, она попадет в музей. Важно, чтобы это была первичная информация. Мы идем не от того, чтобы взять много справочной информации и поместить в ВМ - это не есть цель. Цель другая: пусть это будет совершенно неполно, пусть это будет совершенно неадекватно различным представлениям о том, на что дробится всё послевоенное искусство Ленинграда - С.-Петербурга (хотя мы создаем для этого прецедент), но это ОРИГИНАЛЬНЫЕ материалы. Это оригинальные работы, которые находятся не где-то в музеях или они были уже опубликованы в каких-то каталогах - это работы, которые находятся либо в нашем музее, либо у художника, либо у коллекционера.
И.Х.: Всё это можно купить?
Н.К.: В принципе, да. Всё это можно купить. Это частная сфера, и это принципиальный момент.
В.С.: А раз акционизм продать нельзя, то его и нет в музее?
Н.К.: Нет, это определяется только тем, что он еще не попал в уже реализованные проекты.
Марина Колдобская: Думаю, что сейчас бессмысленно обсуждать содержание конкретных страниц, что там есть, а чего нет. Главное - проведена огромная работа, налицо огромный энтузиазм. Сейчас можно говорить о структуре, и в ней я вижу противоречия. Как и большинство сайтов, этот пытается покрыть все поле возможностей и объять необъятное. Он пытается быть одновременно и актуальным еженедельником, и базой данных, и выставочной площадкой, и городской афишей. В принципе, может быть, и нужна в Петербурге такая институция, которая будет заявлять: "Мы ведущий сайт по петербургскому современному искусству, и мы в себя включаем и афишу, и еженедельник, и чат-клаб, и базу данных, и наши кураторские затеи". К такому монстру будут присоединяться другие институции, потому что это проще, чем самому затевать большую бодягу. Но это не называется музеем.
Н.К.: От чего бы Вы отказались?
М.К.: Это вам решать. На вашем месте я бы отказалась от слова "музей".
Максим Райскин: Это как раз музей в современном, актуальном понимании, существующем в музейном дискурсе.
М.К.: Можно, конечно, настаивать, что в современном дискурсе это и есть музей, хотя я не понимаю, почему городская афиша является частью музея. Я считаю, что более перспективно для этого сайта назвать себя, например, просто "АРТ МЕДИА", и все будут знать, что АРТ МЕДИА - это ведущий сайт по современному искусству Петербурга, что АРТ МЕДИА - как бы справочник. Этот справочник систематизирован в зависимости от Вашего кураторского произвола, конечно, по-другому не бывает. Думаю, там еще многие разделы появятся, в том числе и акционизм, которого так хочет Валера. И все будет прекрасно!
М.Р.: Если это не музей, то что это? Это авторский сайт по актуальному искусству вроде Радека? Или, может быть, это новостной сайт, вроде www.guelman.ru?
М.К.: Сайт "АРТ МЕДИА".
М.Р.: Понятно, что это сайт АРТ МЕДИА, это, однако, вовсе не мешает ему быть музеем.
В.С.: Я присоединюсь к Максиму Райскину. В воскресенье я был в музее Одоевских в Приютино. Вокруг - развал, грязь. И вдруг - маленький музей, любовно сделанный и любовно поддерживаемый. Это состояние "любовно сделанный" создает ощущение музейности. Это первый аргумент. Второй: у слов инерция гораздо больше, чем у вещей, и в слове "артмедиа", если брать психологию и самосознание, есть что-то фальшивое, пустое и мимолетное, а слово "музей" отсылает к пыльной вечности, да и зайти в "музей" гораздо приятнее, чем в "артмедиа".
Сергей Ковальский: Я думаю, спор возникает потому, что нет должной классификации всех направлений современного искусства, которой, наверное, должен заниматься человек, который создает концепцию музея. Этим страдают вообще все современные институции. Анализа этого нету, знания этого нету. И все кинулись в новые технологии, считая, что посредством только новых технологий можно решить эту проблему. Сначала надо теоретически решить, что было, знать все это, классифицировать... Что такое "музей", это, прежде всего, классификация и анализ. Пока что - это начало, заявка. Я понимаю, что "музей современного искусства" - это замах на освещение петербургского искусства за полвека, тогда нужно более широко смотреть.
Н.К.: Поскольку это мнение перекликается с первым вопросом Валерия Савчука, хочу еще раз на этом остановиться. Задача объективности представления всего искусства С.-Петербурга, да еще и за полвека, нами не ставилась, более того, она никогда и не будет именно в таком контексте, как сейчас было сказанно, преследоваться. Название ВМ определяет границы территории и времени, в рамках которых формируется коллекция ВМ и реализуются проекты, как реальные, так и виртуальные. Важно, что это оригинальные материалы и оригинальные проекты, которые составляют тело ВМ и могут быть доступны зрителю.
М.Р.: К вопросу о сайте. Одно дело, если мы говорим о музее, или об актуальном искусстве, или об акционизме, - все эти слова находятся в одном семантическом поле. Тут мы можем различить, что есть некая музейная практика, а есть еще галерейный контекст актуального искусства, или, скажем, практика акционистов. Когда мы говорим о "сайте", то это слово другого порядка, и здесь оно неприменимо. Это слово из другого дискурса. Тогда давайте говорить о хостах, доменах и порталах, но какое отношение эти слова имеют к семантическому полю искусства?
И.Х.: На самом деле, это виртуальная галерея, нечто вроде портала по петербургскому искусству.
М.К.: Музей - это институция, которая определяет, что такое история искусств. Если ставится задача - создать музей, то создатели обязаны предъявить публике некий внятный подход к истории. Я этого здесь не вижу.
В.С.: Здесь есть периодизация.
М.К.: Периодизация не есть философия истории.
В.С.: Марина, ты вытащила огромную дубину и бьешь ею по голове. Где можно увидеть философию истории?
М.К.: Пока нигде, и это большая беда. Но что вам мешает называть кошку кошкой, а сайт - сайтом? Вот существует же сайт Гельмана по современному искусству, очень посещаемый, и никто от него не требует, чтобы он был музеем. С другой стороны, существуют сайты реальных музеев, в большинстве своем из рук вон плохие, потому что они не знают, зачем они это делают (наверное, потому что все так делают). Интернет - действительно новая реальность! Не пытайтесь в новую реальность запихнуть старую структуру.
М.Р.: Лет 5 назад, когда только появился Интернет, многие музеи стали делать репрезентационные сайты. На этих сайтах тоже вешали репродукции картин, висевших в реальном музее, с длинным перечнем художников, с указанием где находится этот музей, сколько стоят каталоги и билеты и т.д. Были ли эти сайты выражением новой реальности или репрезентацией старой? В этом смысле, виртуальный музей АРТ МЕДИА очень похож на реальные музеи. Я думаю, никто не будет со мной спорить, доказывая, что он является произведением электронного искусства. Единственное отличие в том, что у АРТ МЕДИА нет этого физически существующего референта: нет реального здания, где собраны все эти работы. Но, как ни странно, это оказывается совершенно не важно! Ведь музей, вне зависимости от того реальный он или виртуальный, строится исходя из принципов репрезентации. И сайт АРТ МЕДИА тому пример: его принцип структурирования ничем не отличается от реального музея.
Н.К.: Я хочу взять небольшое ответное слово. Признаюсь, я с огромным интересом слушал ваши мнения, они являются лучшей похвалой нашему труду, в том числе мнение Марины Колдобской, которая заметила, что здесь и первое, и второе, и третье, и четвертое. Принимается. Причина - болезнь роста, а может быть не болезнь, а преимущества роста, не знаю. Сейчас идет рост ВИРТУАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНСТИТУЦИИ, и это - главное. К чему он приведет, мы скоро увидим. Еще раз хочу поблагодарить за огромное количество мнений, суждений и замечаний. Спасибо.
Первая публикация: Доклад «Виртуальный музей современного искусства - новая реальность?». Арт Питер. 26 октября 1999 г.
См.также