Поиск

Художники круга Одиннадцати из коллекции Николая Кононихина

14 ноября 1998 г. в Музее Н.А.Некрасова открылась выставка «Художники круга Одиннадцати из коллекции Николая Кононихина». Экспозицию выставки составили 36 живописных работ. Выпущен каталог выставки.

Группа «одиннадцати» заявила о себе в ноябре 1972 г. на Выставке 11-ти ленинградских художников в Выставочном зале на Охте.

 

В ней приняли участие Евгения Антипова, Завен Аршакуни, Валерий Ватенин, Герман Егошин, Ярослав Крестовский, Валентина Рахина, Константин Симун, Виктор Тетерин, Леонид Ткаченко, Виталий Тюленев, Борис Шаманов.

Они сразу стали символом «шестидесятников», явлением культовым, символом свободы творчества и независимости в выборе изобразительных средств. Их объединил протест против соцреализма, время хрущевской «оттепели» и максимализм, свойственный молодости. «Тогда я считал себя гением», - признался мне Герман Егошин.

Потом, казалось, все должно было их разъединить. Уже на второй выставке «девяти» (1976) не досчитались двоих: Я.Крестовский и Б.Шаманов пошли своим путем. Прошедшие затем выставки-тройки в Москве и персональные выставки лишь подтвердили, что каждый из художников не просто имеет свое собственное лицо, а творит свой мир, живущий по своим собственным живописным законам.

Художники должны были разбросать личные амбиции и желание каждого быть первым. И они стали первыми. Каждый в своем. Их диапазон простирается чуть ли не по всему спектру живописи: от реализма Б.Шаманова и Я.Крестовского до декоративного примитивизма З.Аршакуни, «изобразительных стихов» В.Тюленева, пористых многоцветий Г.Егошина и абстрактных композиций Л.Ткаченко.

Однако, случилось невероятное. Чем более непохожими друг на друга становились художники, тем более сильными становились «одиннадцать» - уже не группа, а некое самостоятельное явление, вышедшее за четверть века далеко за рамки каких-либо группировок. И помешать этому уже не могли ни различия в эстетических воззрениях, ни ссоры и расколы внутри группы, ни эмиграция, ни даже сама смерть.

История «одиннадцати» опровергает вечную беду русской интеллигенции – нигилизм, когда политический протест переносится на творчество и становится универсальным методом. Если нигилизм, как протест против соцреализма, и создал «одиннадцать», то дальнейшее развитие этого явления стало возможным только благодаря мощному позитивизму творцов. Всем своим творчеством они не разрушали чего-то, а создавали свой собственный мир.

1990 год снова соединил их вместе на Выставке «двадцати шести» ленинградских и московских художников в Манеже. Такое воссоединение "одиннадцати" было вдвойне приятно еще и тем, что к ним присоединились еще три ленинградских скульптора (Л.Лазарев, Е.Ротанов, В.Трояновский) и три живописца (Рашид Доминов, Кирилл Гущин и Юрий Павлов).

Сегодня «одиннадцать» стали классиками современной живописи, их картины хранятся в крупнейших музеях России и Европы. Но самое главное – они и сегодня остаются символом качества живописи и честности в искусстве.

Николай Кононихин

Первая публикация: Художники круга Одиннадцати из коллекции Николая Кононихина. Каталог.- СПб. 1998.

См.также:

Кононихин Н. К истории группы «одиннадцати».- Питерbook плюс. 1998. №11.

Группа одиннадцати в Nikolay Gallery