С радостью и волнением смотрю великолепное издание, обращенное и к специалисту, и к зрителю, которому дорого искусство нашего города. Это компьютерный альбом "Живопись Ленинграда – Санкт-Петербурга: 1948 - 1998". Пятьдесят лет. Отсюда и волнение, потому что вспоминаешь многое: людей, живых и ушедших; работы, которые видел на выставках. И переживаешь всё это заново.
Первое, что хотелось бы отметить - огромную уважительность к творцу, которую проявил создатель этого компьютерного альбома Николай Кононихин. Эта уважительность заключается в тщательной подаче работ каждого художника, к которому можно прийти со всех сторон: от даты рождения, от места обучения, от периода творчества. В разделе "Искусство и время" шесть периодов, через которые прошли за это время и наша страна, и наше искусство. И когда автор альбома выделяет ведущие интонации в цвете времени, не вообще, а через конкретных творцов, это обретает особую убедительность и особую силу.
Второе, а может быть, даже первое - это раздел "Учителя и ученики". Этот своеобразный тандем дружбы, братства и продолжения эстафеты творчества дан очень подробно, потому что об учителях нельзя вспоминать по касательной, как и вообще о людях, о творцах.
Зритель увидит в альбоме атмосферу времени, самобытность мастеров и неповторимость их талантов. Он ощутит особенность творчества каждого художника.
Специалист найдет здесь некоторые интересные данные, потому что автор привлекает не только общеизвестные факты, но и материалы из частных архивов, воспоминания людей, которых подчас, увы, уже нет. Издание может быть полезно специалистам и по уровню подачи, по комплексности и взаимопроникновению материала. Это взаимопроникновение очень обширное: под разными ракурсами, с разных точек зрения представляет фигуру художника выпукло, ёмко, уважительно.
Главным достоинством этого произведения, а это произведение Николая Кононихина, является качество, выявляемое всем комплексом методологии создания этого альбома. Мы можем в любой момент вторгнуться в раздел художника, но вторгнуться уважительно, с разных сторон: время учёбы, характер творчества, время и художник. И вообще идея этого издания - художник и время.
Этот компьютерный альбом очень ёмкий и очень информативный. Но эта информация не сухая, она эмоциональна, потому что факт может немедленно обрести эстетическую оценку. И наоборот, эстетическая оценка - подкрепиться фактом. В этом многоединстве факта и чувства предстает этот альбом.
Названные качества задают возможность хорошей и доброй жизни этого издания. Оно послужит делу подлинного просвещения в области искусства и будет ещё одним достойным вкладом в утверждение культуры нашего города. И грядущий юбилей Петербурга будет не декларативным, а подтвержден делом.
Анатолий Дмитренко
Ведущий научный сотрудник Русского музея
Заслуженный работник культуры
Кандидат искусствоведения
Первая публикация Живопись Ленинграда - Санкт-Петербурга (1948-1998). Из частных коллекций. CD-ROM. - СПб. Арт Медиа, 1998.